Образ Хлестакова
Гоголь не раз предупреждал: «Хлестаков — самый трудный образ в пьесе». Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, всеми презираемый. Его не уважает даже собственный слуга Осип. Хлестаков имеет маленький чин, «елистратишка». Он недоволен своей жизнью, но глупость не позволяет ему попытаться изменить жизнь.
Жизненная цель Хлестакова — это развлечения, на который он потратил все деньги. Он сочинял небылицы про жизнь в Петербурге, о том как все его уважают и когда уезжал директор, за Хлестаковым посылали
Хлестаков — это центральный герой комедии. Его образ очень важен для раскрытия сущности чиновников. Чиновники привыкли, что в городе главные они, но в присутствии «ревизора» их поведение
Не спеша с отъездом, Хлестаков затевает двойной роман с женой и дочерью Городничего. Он даже сватается к Марье Антоновне, чем пробуждает в Городничем надежды на генеральский чин. Хлестаков так увлекается своей ролью, что забывает обо всем. И если бы не его сметливый слуга Осип, то Хлестаков не уехал бы вовремя. «Лже-ревизора» разоблачили бы на месте. Итак, образ Хлестакова — гениальное художественное обобщение Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство «значительности» и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты. Хлестаков представляет собой концентрацию черт эпохи в одном человеке.
Вот почему жизнь эпохи отразилась в «Ревизоре» с огромной силой, а образы гоголевской комедии стали теми художественными типами, которые позволяют яснее понять социальные явления того времени. И городничие, и Хлестаковы существовали, и будут существовать в любое время. Поэтому комедия «Ревизор» до сих пор ставится в разных театрах.