Образ Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Татьяна Ларина — главный женский образ романа «Евгений Онегин». Белинский называл роман «энциклопедией русской жизни». Образ Татьяны, как и образы других героев, был типичным для России 20-30 гг. 19 в. Но Татьяна — живая женщина, обладающая уникальным сильным характером. Ее поступки, продиктованные внутренней логикой и обстоятельствами, оказываются неожиданными даже для автора: «Моя Татьяна учудила».
Татьяна не похожа на младшую сестру Ольгу, веселую красавицу. Старшая сестра не привлекает очей ни красотой, ни свежестью.
Татьяна не напоминает традиционную фольклорную трудолюбивую девушку: она не занимается вышивкой, не играет в куклы, не интересуется модами и нарядами. Девочкой не любит «в толпе детей играть и прыгать», бегать в горелки (подвижную игру), не шалит и не проказничает.
Татьяна любит страшные рассказы, задумчива, встречает на балконе рассвет. Она с детства склонна уходить от реальности в мир грез, воображая себя героиней романов Ричардсона и Руссо: «Она влюблялася в обманы».
Татьяна выросла в деревне, была соседкой
Татьяна оторвана от своей среды. С одной стороны, она — «русская душою, сама не зная почему». Пушкин по законам реализма открывает, почему Татьяна такова. Она жила в «глуши забытого селенья», воспитанная няней, «сердечным другом», в атмосфере «преданий простонародной старины». Но и няня, прототипом которой стала няня Пушкина, не понимает чувств Татьяны.
С другой стороны, Татьяна воспитана на иностранных романах, «по-русски плохо знала». Она пишет письмо Онегину по-французски, потому что «изъяснялася с трудом на языке своем родном».
В романе прослеживается изменение жизни Тани, привезенной матерью в столицу и понравившейся «важному генералу». Ей чуждо все, что происходит в Петербурге: «Волненье света ненавидит; ей душно здесь. она мечтой стремится к жизни полевой».
Онегин полюбил совершенно другую Татьяну, не несмелую девочку, влюбленную, бедную и простую, а равнодушную княгиню, неприступную богиню роскошной, царственной Невы, «законодательницу зал». Но внутренне Татьяна остается все той же: «Все тихо, просто было в ней». К простоте добавилось достоинство и благородство. Меняется и внешность героини. Ее никто не назвал бы прекрасной, но ее изысканности не могла затмить первая красавица Петербурга.
Онегин не узнает прежней Татьяны. Она равнодушна, смела, покойна, вольна, сурова. В Татьяне нет кокетства, которого «не терпит высший свет», смятения и сострадания. Она непохожа на девушку, написавшую «письмо, где сердце говорит, где все наруже, все на воле».
После того как Онегин, приехавший в свою деревню, побывал у Лариных, его стали прочить Татьяне в женихи. Она влюбилась в Онегина просто потому, что «пора пришла». Но, воспитанная в здоровой народной атмосфере, Татьяна ждет большой любви, единственного суженого.
Онегин преподал Татьяне самый важный в жизни урок, который она усвоила хорошо: «Учитесь властвовать собою». Он поступил благородно, но Пушкин сочувствует Татьяне: «С тобой теперь я слезы лью», — и предвидит ее гибель от рук «модного тирана» (Онегина).
Урок, который Татьяна дает Онегину, став светской дамой, в свою очередь, состоит в той же премудрости: нельзя быть «чувства мелкого рабом». Этому надо предпочесть «холодный, строгий разговор». Но мотивы у Онегина и у Татьяны разные. Он так и не смог стать «естественным человеком», какой всегда была Татьяна. Для нее жизнь в свете постылая, это «ветошь маскарада». Татьяна сознательно обрекла себя на такую жизнь, потому что, когда она выходила замуж, для нее «все были жребии равны». И хотя в героине еще живет первая любовь, она искренне и убежденно хранит верность своему мужу. Онегин же не осознает до конца, что его любовь возбуждена желанием быть замеченным в обществе, иметь «соблазнительную честь».