Образ Евгения Базарова
Главной проблемой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является конфликт двух поколений, старого, представленного либеральными и консервативными дворянами, и нового, представленного разночинцами-демократами. К представителям старого относится семья Кирсановых, а нового — Базаров. Самым ярым сторонником консервативных взглядов является Павел Петрович Кирсанов, человек, давно отставший от времени и настаивающий на верности своих взглядов и принципов, которые он усвоил еще в молодости.
Противником его в романе выступает Евгений
Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете». Но, несмотря на это, в
Павел Петрович, раздраженный этим, говорит Базарову: «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете. Да ведь надобно же строить». На это герой возражает своему оппоненту: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить». Этим автор хотел подчеркнуть то, что будущее не за его героем, он принадлежит только настоящему. Базаров часто употребляет слово «мы», но, кто такие мы, для нас остается загадкой. Нельзя же к числу его единомышленников отнести Ситникова и Кукшину, ведь это только пародия, сатира на представителей разночинной интеллигенции. А Аркадий является лишь временным попутчиком своего друга и наставника. Важной чертой в раскрытии характера Базарова является его отношение к любви. Несмотря на свои нигилистические взгляды, он оказался неспособным противостоять такому естественному и земному чувству, как любовь. Она оказалась выше всяких научных теорий и политических. воззрений героя. Он оказался способным на самоотверженную любовь, отвергаемую им ранее как ненужную «чепуху», «романтику». Законы жизни, природы сильнее, чем все остальное, и противостоять им бесполезно и бессмысленно. Герой не выдержал испытание любовью, он оказался простым, земным человеком, которому ничего человеческое не чуждо.
Тургенев не видел будущего за поколением «отцов», оно отжило свой век, но также автор не видел будущего и за «детьми», пришедшими в мир, чтобы «разрушить» его, «расчистить место», не создав при этом ничего нового. Именно поэтому Тургенев «убивает» своего героя, не видя за ним будущего, той роли, которую он бы мог сыграть в движении России вперед. Но заслуга автора в том, что он создал образ современного человека, представителя разночинной молодежи 60-х годов.