Образ Чацкого



Комедия Грибоедова “Горе от ума” занимает особое место в русской литературе. Она отразила основной политический конфликт эпохи. – столкновение консервативных сил общества с новыми людьми и новыми веяниями, – и отразила его со всей страстью и сатирической силой. В комедии Чацкий единственный представитель новых людей, но совершенно очевидно, что “Горе от ума” все пронизано идеологией декабризма: это и патриотическое воодушевление главного героя, и “крик негодования”, по словам А. В. Луначарского, в защиту гонимого просвещения,

литературы, науки, и протест против крепостничества, карьеризма и реакционного мракобесия, и идея национальной самобытности русского народа, и возражение против обезличивания национальной культуры. Чацкий – очевидное другое “я” Грибоедова, который был одержим теми же страстям. и теми же идеями.

После долгих скитаний по свету Чацкий возвратился на родину, полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. Но, приехав в Москву, видит, что мало что изменилось: “Дома новы, да предрассудки стары. ” Он видит, что его приезд не обрадовал Фамусова и Софью, что все отношения в обществе построены на

лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей фамусовского дома – “обеды, ужины и танцы”, как, впрочем, и всего московского дворянства. Чацкий – небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы. Почему же он “не служит и в том пользы не находит”? Он отвечает так: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. По его мнению, надо служить “делу, а не лицам”. В комедии автор высмеивает и осуждает представителей светского общества: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова.

Всем им противостоит главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова потому, что любит Софью. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно врывается в дом Фамусова и говорит Софье о своей любви. Это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически горячо. Для него любовь – святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью он узнает, что Софья любит другого, Молчалина. Дочь Фамусова – Софья – характер не вполне ясный, вызывающий различные трактования. Она порождение, но одновременно и жертва реакционной среды, приходящая к нравственной катастрофе и запоздалому раскаянию. Множество афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется – враг исканий.

Не требуя ни мест, ни повышения в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний. Его ум. находчивость, честь смогла подчеркнуть лишь служанка Лиза: Кто так чувствителен, и весел, и остер. Как Александр Андреич Чацкий! Об этом Лиза и говорит Софье, на что та не обратила внимания. Можно утверждать, что Чацкого в этом доме никто не ждет. Ведь он не разделяет интересы общества Фамусовых; он яркий, интересный собеседник, чего не скажешь о тех людях, которые приходят в дом Фамусова. Наш герой осуждает рабство и крепостничество, так как считает их источником зла и бед. По его мнению, угнетение дает воэможность сильным мира сего жить “грабительством”, проводить время в развлечениях. А в своем монологе “А судьи кто. ” Чацкий разоблачает крепостническую основу фамусовского общества: Не эти ли. грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве. Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком. Он выступает против московских “тузов”, которые живут “на старших глядя”, ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого Фамусов осуждает Чацкого, его поколение. Чацкий же порицает неумение старшего поколения высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения: . Суждения черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма. Поют все песнь одну и ту лее. Что старее, то хуже. Чацкий задает вопросы: Где, укажите нам, отечества отцы? Не эти ли, грабительством богаты? Чацкий осуждает их, говорит им правду в лицо, ему отвратительно находиться в их обществе. Фамусов не понимает его, когда он требует “службы делу, а не лицам”.

По его словам, Чацкий был и “карбонари”, и “опасным человеком”, и самым большим глупцом на свете: Строжайше б запретил я этим господам / На выстрел подъезжать к столицам. Особенно ярко показан конфликт между Чацким и фамусовс-ким обществом, на балу, где собрались представители высшего света. На балу все собравшиеся настроены против Чацкого, поэтому сосуществование Чацкого с ними невозможно. И общество это почувствовало, высмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни: Вы правы, из огня тот выйдет невредим, Кто с вами час побыть успеет, Подышит воздухом одним, И в ком рассудок уцелеет. Чацкий одинок. Среди этого общества нет людей, разделяющих его взгляды, чувства и стремления. Не найдя ни в ком “сочувствия живого”, он уезжает: Вон из Москвы! сюда я больше не ездок, Бегу не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! Чацкий терпит поражение – как в личном плане (Софья его не любит), так и в плане общественном.

Потрясенный всем пережитым и увиденным, он покидает Москву, прекращая борьбу. Но, несмотря на это, мы убеждены в бесконечном превосходстве героя над Молчалиным. “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей”,- определил И. А. Гончаров, один из лучших толкователей грибое-довской пьесы, в критическом этюде “Мильон терзаний”, и с ним трудно не согласиться.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Образ Чацкого
?