Образ Чацкого

Комедия Грибоедова «Горе от ума» занимает особое место в русской литературе. Она отразила основной политический конфликт эпохи. — столкновение консервативных сил общества с новыми людьми и новыми веяниями, — и отразила его со всей страстью и сатирической силой. В комедии Чацкий единственный представитель новых людей, но совершенно очевидно, что «Горе от ума» все пронизано идеологией декабризма: это и патриотическое воодушевление главного героя, и «крик негодования», по словам А. В. Луначарского, в защиту гонимого просвещения,

литературы, науки, и протест против крепостничества, карьеризма и реакционного мракобесия, и идея национальной самобытности русского народа, и возражение против обезличивания национальной культуры. Чацкий — очевидное другое «я» Грибоедова, который был одержим теми же страстям. и теми же идеями.

После долгих скитаний по свету Чацкий возвратился на родину, полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. Но, приехав в Москву, видит, что мало что изменилось: «Дома новы, да предрассудки стары. » Он видит, что его приезд не обрадовал Фамусова и Софью, что все отношения в обществе построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей фамусовского дома — «обеды, ужины и танцы», как, впрочем, и всего московского дворянства. Чацкий — небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы. Почему же он «не служит и в том пользы не находит»? Он отвечает так: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». По его мнению, надо служить «делу, а не лицам». В комедии автор высмеивает и осуждает представителей светского общества: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова.

Всем им противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова потому, что любит Софью. «Чуть свет», не заезжая домой, он стремительно врывается в дом Фамусова и говорит Софье о своей любви. Это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически горячо. Для него любовь — святыня. Он «не ведает обмана и верит избранной мечте». И поэтому с такой болью он узнает, что Софья любит другого, Молчалина. Дочь Фамусова — Софья — характер не вполне ясный, вызывающий различные трактования. Она порождение, но одновременно и жертва реакционной среды, приходящая к нравственной катастрофе и запоздалому раскаянию. Множество афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете», «Ум с сердцем не в ладу». Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется — враг исканий.

Не требуя ни мест, ни повышения в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний. Его ум. находчивость, честь смогла подчеркнуть лишь служанка Лиза: Кто так чувствителен, и весел, и остер. Как Александр Андреич Чацкий! Об этом Лиза и говорит Софье, на что та не обратила внимания. Можно утверждать, что Чацкого в этом доме никто не ждет. Ведь он не разделяет интересы общества Фамусовых; он яркий, интересный собеседник, чего не скажешь о тех людях, которые приходят в дом Фамусова. Наш герой осуждает рабство и крепостничество, так как считает их источником зла и бед. По его мнению, угнетение дает воэможность сильным мира сего жить «грабительством», проводить время в развлечениях. А в своем монологе «А судьи кто. » Чацкий разоблачает крепостническую основу фамусовского общества: Не эти ли. грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве. Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком. Он выступает против московских «тузов», которые живут «на старших глядя», ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого Фамусов осуждает Чацкого, его поколение. Чацкий же порицает неумение старшего поколения высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения: . Суждения черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма. Поют все песнь одну и ту лее. Что старее, то хуже. Чацкий задает вопросы: Где, укажите нам, отечества отцы? Не эти ли, грабительством богаты? Чацкий осуждает их, говорит им правду в лицо, ему отвратительно находиться в их обществе. Фамусов не понимает его, когда он требует «службы делу, а не лицам».

По его словам, Чацкий был и «карбонари», и «опасным человеком», и самым большим глупцом на свете: Строжайше б запретил я этим господам / На выстрел подъезжать к столицам. Особенно ярко показан конфликт между Чацким и фамусовс-ким обществом, на балу, где собрались представители высшего света. На балу все собравшиеся настроены против Чацкого, поэтому сосуществование Чацкого с ними невозможно. И общество это почувствовало, высмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни: Вы правы, из огня тот выйдет невредим, Кто с вами час побыть успеет, Подышит воздухом одним, И в ком рассудок уцелеет. Чацкий одинок. Среди этого общества нет людей, разделяющих его взгляды, чувства и стремления. Не найдя ни в ком «сочувствия живого», он уезжает: Вон из Москвы! сюда я больше не ездок, Бегу не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! Чацкий терпит поражение — как в личном плане (Софья его не любит), так и в плане общественном.

Потрясенный всем пережитым и увиденным, он покидает Москву, прекращая борьбу. Но, несмотря на это, мы убеждены в бесконечном превосходстве героя над Молчалиным. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей»,- определил И. А. Гончаров, один из лучших толкователей грибое-довской пьесы, в критическом этюде «Мильон терзаний», и с ним трудно не согласиться.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Образ Чацкого