О поэме Есенина “Анна Снегина”



На формирование взглядов современников и их потомков влияло художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты. Поэт Сергей Есенин был и остается одним из таких властителей дум людских.

В центре внимания литераторов XIX и XX веков был образ времени с его проблемами, героями, исканиями, сомнениями. О С. А. Есенине в настоящее время все более укрепляется мнение как о крупнейшем социальном мыслителе с обостренным восприятием современности. Поэзия Есенина – источник глубоких раздумий над многими социально-философскими

проблемами.

Это история и революция, государство и народ, деревня и город, народ и отдельная личность.

Осмысливая трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности. С потрясающей силой запечатлел Есенин то “новое”, что насильственно внедрялось в быт русской деревни, “взрывало” его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: “Был в деревне.

Все рушится. Конец всему”.

Есенин поднимается до подлинного историзма в показе революционных

событий. Он свято верит в правоту большевиков, их справедливую борьбу. С этими событиями связаны и судьбы главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, хутор которой во время революции крестьяне “забрали в волость с хозяйками и со скотом”; крестьянина бедняка Оглоблина Прона, борющегося за новую власть и мечтающего скорее открыть “коммуну в своем селе”; старика мельника и его жены – доброй, ворчливой хлопотуньи; рассказчика-поэта, земляка Прона, вовлеченного революцией в “мужицкие дела”.

Поэма “Анна Снегина”, написанная незадолго до смерти поэта – в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.

В центре поэмы – личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей.

В поэме тесно переплетаются лирическое и эпическое начала.

Личная тема здесь главная. “Эпические” события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре – судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина – символ чистоты белого снега – перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

Скрытый конфликт благополучного села Радово (“У каждого сад и гумно”) с бедствующей деревней Криуши, которая “пахала одной сохой”, приводит к братоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинают побоище: “. они в топоры, мы тож”. А дальше и расправа с деспотичным старшиной, который представлял на селе власть:

В скандале убийством пахнет.

И в нашу и в их вину

Вдруг кто-то из них как ахнет! –

И сразу убил старшину.

Время революции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера Прона Оглоблина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как “выпить в шинке самогонки”. Этот сельский революционер – “драчун, грубиян”, он “с утра по неделям пьян. ” Старухамельничиха говорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому же убийцей.

“Тараканье отродье”, – вот как обращается к народу герой, в котором многие в былые времена увидели большевика-ленинца. Страшный, в сущности, тип, порожденный переломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина, проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса.

Он “с важной осанкой, как некий седой ветеран”, оказался “в Совете” и живет, “не мозоля рук”. Если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизнь Лабути – жалкий, отвратительный фарс. Примечательно, что именно Лабутя “поехал первым описывать снегинский дом” и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником.

Мельник в поэме – это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал. Неслучайно мельник постоянно соединяет людей.

Мельник олицетворяет русский национальный характер в его “идеальном” варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв.

Когда “чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским фокстрот”, когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустно выглядит ее судьба, выписанная Есениным в лучших традициях русской классики. Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого – “счастливой были” – и сурового настоящего. Мираж воспоминаний “девушки в белой накидке” исчезли в “прекрасном далеке” юности.

Теперь же героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает своим христианским всепрощением.

Вам больно, Анна,

За ваш хуторской разор?

Но как-то печально и странно

Она опускала свой взор.

К разорившим ее крестьянам Анна не испытывает ни злобы, ни ненависти. Не озлобляет ее и эмиграция: она вспоминает свое невозвратимое прошлое со светлой грустью. Образ ее, несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, веет добротой и человечностью. Особенно пронзительно в поэме в связи с осуждением империалистической и братоубийственной войны звучит гуманистическое начало.

Всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями осуждается война: событиями жизни А. Снегиной, мельником и его старухой, возницей.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)

Вы сейчас читаете сочинение О поэме Есенина “Анна Снегина”