22 Ноя 2018
О человеческом в искусстве
У женщин более, нежели у мужчин развита эмоциональная сфера, что зачастую заставляет их говорить больше, чем нужно (как говорят: «грузить»).
Но это отнюдь не означает, что женщина делает это назло, а просто у нее, как и у всякого человека, есть своя потребность в самовыражении. И говоря больше, нежели то, о чем спрашивают, она, таким образом, эту свою потребность удовлетворяет.
И в этом, как это ни покажется на первый взгляд странным, она перекликается с титанами возрождения. Казалось бы, что общего между Рафаэлем и Тицианом, создающими
Однако, оставим в стороне измышления древнегреческих стоиков: никогда человек, давая жизнь тому, что сидит в нем, не перейдет к Богу и Истине, ибо человеческая природа вместе со всем, что она производит в результате культа человека (в средние века эта теория называлась Возрождением, ставящим человека мерилом всего; в дохристианскую эпоху — стоицизмом), не имеет ничего общего с Божественной природой. Человеческое и Божественное естество носит принципиально различный характер и не даром Апостол Павел говорил, что «мудрость этого мира есть безумие пред Богом». Поэтому никогда человек, следуя идеям просвещения и гуманизма (стоицизма), не познает Бога, ибо углубление в миры, создаваемые человеческим духом (а их может быть великое множество) стоит в стороне от путей Господних, хотим мы этого или нет.
У Тициана, например, в его картине «Кающаяся Магдалина», написанной, казалось бы, на евангельский сюжет, в углу нарисованный 5-ю мазками стакан столь совершенен, что это уже даже не стакан, а произведение искусства. И хочется смотреть уже не на Магдалину с ее закатанными глазами, и уж тем более, не размышлять о Боге; но смотреть только на этот стакан, ибо он столь прекрасен, что становится самодостаточен.
От искусства ради Искусства исходит сообщенная ему демонами столь сильная духовная прелесть, что человек, погружающийся в этот мир, уже не думает больше ни о чем, кроме сладости прекрасного. И пока он в нем прибывает (а многие всеми силами стремятся по возможности оставаться в нем всю свою жизнь), путь к спасению для него закрыт.
То же и любовь. Если она заслоняет собой Бога, человек слепнет. Он готов ради глаз любимой на все: как на великие подвиги, так и на большие безумства. Любовь земная не проводит между ними границы, главное, чтобы все, что делает человек, он делал бы по «собственной» воле (слово «собственный» взято в кавычки, ибо в данном случае человек танцует под дудку бесов).
Платон считал (опять же устами Сократа) любовь вводной ступенькой к красоте в искусстве, говоря, что постигший женскую красоту, оставляет ее после равнодушно для наслаждения красотами искусства. Но на самом деле, Любовь и Искусство идут рука об руку, питая и дополняя друг друга. Любовь выступает как бы катализатором к тому, чтобы человек самовыразился через доступные ему средства, выплеснув на окружающих все, что бродит в его душе.
Поэтому мы должны очень осторожно относиться к красоте — все равно, в каком обличье — в женском ли, или же в образе прекрасного шедевра — не таится ли в ней демонской прелести, уводящей наши мысли в сторону от Бога. Настаивать же на том, что красота и есть окончательная цель всей жизни — в высшей степени безумство!
Мир Искусства иллюзорен, он никогда не существовал в действительности и он более прекрасен, чем окружающий реальный мир, ибо образы искусства возводят даже самые ничтожные реальные предметы в перл творения, так же, как и духовное пение — может заслонять искусством певчего содержание самих гимнов.
Искусство — несомненно, принадлежность в этом мире единственно человека, который есть образ Божий, и призвано славить Бога. Поэтому необходимо отличать в Искусстве Божественное от человеческого, т. е. искусство, прославляющее Бога, усмиряющее свой голос перед Богом, от искусства, замыкающегося на самосозерцании, искусства, самодовлеющего себе, в котором дьявол использует автора, как трибуна для пропаганды «гуманистических» идей, ставящих человека мерилом всего, — искусства, выражающего отношение самого автора к действительности, не опирающееся на заповеди Христовы.