Нравственный облик и жизненные идеалы фамусовского общества

Александр
Сергеевич Грибоедов стал знаменит
благодаря одному произведению, о котором
Пушкин сказал: «Его рукописная комедия «Горе
от ума» произвела неописанное действие и
вдруг поставила его наряду с первыми нашими
поэтами». Современники утверждали, что «Горе
от ума» — «картина нравов и галерея живых
типов». С тех пор комедия продолжает
увлекать читателей и зрителей,
воспринимающих ее героев как живых людей.

Действующие
лица пьесы не только живут, ходят на бал,
любят, ревнуют.

Каждый из них делится со
зрителем и читателем своей, именно им
выношенной и выстраданной точкой зрения на
мир. В комедии идет напряженный диалог
жизненных философий и мировоззрений. С
одной стороны, его ведет Чацкий, передовой
человек своего времени, с другой — Фамусов
и те, кто рядом с ним, — фамусовское
общество.

Фамусов —
типичный представитель барской и
чиновничьей Москвы первой четверти XIX
века, но
минувший век «покорности и страха» — его
идеал. Он превозносит покойника дядю за то,
что тот умел подслужиться, сгибаясь
вперегиб, рядился

шутом, чтобы заметили. Он
восхищается неким Кузьмой Петровичем,
который и сам был богат, выгодно женился, Да
и детям оставил не только солидное
наследство, но и должности. И сам Фамусов
радеет за родных, пристраивая их на
тепленькие, доходные местечки. И все это для
того, чтобы туже набить мошну. По его мнению,
тот не жених для дочери, У кого нет душ
тысячи две крепостных. А если человек не
служит, по-своему управляет имением,
проповедует свободные взгляды, он, как
Чацкий, попадает в разряд вольнодумцев,
опасных людей. Опасность для себя и себе
подобных Фамусов видит и в учении, книгах,
мечтая «собрать все книги бы да сжечь»,
чтоб не разводилось других «людей и дел, и
мнений».

Более
зловещей фигурой предстает перед нами
полковник скалозуб, бездушный карьерист,
потому что за его плечами сила военной
машины. Хотя он продвигается по службе не по
заслугам, а волей случая, используя «многие
каналы», он не становится менее страшным.
Аракчеевщиной от него просто разит,
ученостью его не заморочишь, а Вольтеру он
предпочитает фельдфебеля и строй в три
шеренги.

Молчалин —
фигура другого рода, тихая, бессловесная. Но,
тем не менее, «Молчаливы блаженствуют на
свете», потому что унижаются, льстят и
любят по расчету. Они вполне могут дойти «до
степеней известных», гладя мосек и
заискивающе глядя в глаза Татьянам
Юрьевнам.

Очень похож
на Молчалина Антон Антонович Загорецкий,
это отмечает и Чацкий. Но Загорецкий
откровеннее Молчалина. Он явный угодник,
лжец, карточный шулер, а при случае —
доносчик, недаром Горич предупреждает об
этом его качестве.

Нет,
неспроста рисует Грибоедов Загорецкого,
пришедшего из водоворота светской жизни,
как и другого героя, являющегося в конце
пьесы,- Репетилова. В его сбивчивом
рассказе перед нами проходит множество
московских и петербургских типов, «умнейших
людей», оказывающихся на деле пустыми
болтунами, как и сам Репетилов, опошляющий
идеи, дорогие сердцу автора.

Галерея
типичных образов фамусовского общества
представлена и старухой Хлестовой, старой
московской барыней, деспотичной
крепостницей, безапелляционной в своих
оценках, и семейством князя Тугоуховского,
занятого погоней за богатыми женихами, и
престарелой, туповатой графиней Хрюминой с
заносчивой внучкой, и Натальей Дмитриевной,
капризной кокеткой, подминающей под каблук
собственного мужа, и целым рядом лиц,
непосредственно в комедии не участвующих,
но упоминаемых в беглых и метких
характеристиках.

Как видим,
представителей фамусовского общества,
общества старого, отживающего, в пьесе
достаточно много. И поэтому главный герой
сломлен ее количеством, но не качеством.
Ведь смех, насмешка пронизывают всю пьесу, а
осмеянный порок уже не страшен. Смех
побеждает среду, кишащую молчаливыми,
скалозубами, загорецкшси,-
отжившее фамусовское общество.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Нравственный облик и жизненные идеалы фамусовского общества