Нравственные искания русской интеллигенции в xix веке



Среди многих литературных героев XIX века я хочу выделить троих – Онегина Чацкого, и Печорина. Спросите почему именно их? Не только потому, что они являются главными героеми замечательных литературных произведений (комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”, роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”), но и потому, что они мненя интересуют как люди.

Каждый из них прошел сложный путь Нравственные искания русской интеллигенции XIX века и по-своему характеризует то время, в котором проживает,

и то общество, в котором прибывает.

Между собой они имеют некие сходства: принадлежат к одному социальному слою (дворяне), получили похожее одинаковое образование и воспитание, находятся в одном и том же обществе (высшем свете), хотя при этом не довольны ни обществом, окружающим их, ни собственным образом жизни. На этом их похожесть заканчивается: между ними все же больше различий, чем сходств.
Чацкий принадлежит к московской дворянской среде; он вырос и воспитывался в доме известного московского барина Фамусова, у которого пол-Москвы – знакомые и родственники и само имя которого стало даже нарицательным для

обозначения группы людей. Но сам Чацкий по своим взглядам и убеждениям не относится к “фамусовскому обществу”, а прямо противостоит ему. Чацкий в своих гневных монологах обличает нравы и обычаи “века минувшего”, называя его веком “покорности и страха”.

Он является противником крепостнических порядков, когда было возможным обменять верных дворовых слуг “на борзые три собаки”, когда человек ценился не по уму и образованности, а лишь по своему чину и богатству. Александр Андреевич бичует “прошедшего житья подлейшие черты” и таких людей, как Молчалин и Скалозуб, являющихся верными сторонниками старых порядков. Можно сказать, что Чацкий – это будущий декабрист и что он примет участие в деятельности тайных декабристских обществ.

Евгений Онегин живет в то же время, что и Чацкий (в конце десятых – начале двадцатых годов XIX века) и даже, возможно, встречался с ним в петербургских великосветских салонах или в московских гостиных. Он, как и Чацкий, недоволен окружающим его обществом: его раздражают пустота и бесцельность светского существования, но, в отличие от героя Грибоедова, герой Пушкина не стремится изменить устоявшиеся обычаи и порядки: он похож на путешественника, со скукой взирающего на пейзажи за окном почтовой кареты и лениво ожидающего конца утомительного путешествия. Онегин не пытается изменить ни самого себя, ни общество.

Я думаю, что он вряд ли примкнет к декабристам, а, скорее всего, так и останется сторонним наблюдателем, который смотрит “на жизнь, как на обряд”, и “равно” зевает “средь модных и старинных зал”.

., Григорий Александрович Печорин живет позднее, чем Чацкий и Онегин,- в середине тридцатых годов. Это было уже совсем другое время: в обществе ценились не ум, не талант, не “пылкая любовь свободы”, а умение сделать карьеру, выгодно жениться, получить “орденок в петличку”. Это было время ничтожеств типа Грушницкого.

Такие одаренные и сильные люди, как Печорин, не могли найти себе место в этом обществе и были вынуждены растрачивать свои способности по пустякам. Трагедия Печорина, как я думаю, заключается в том, что он родился не в свое время; ему надо было родиться на десять лет раньше, и тогда он бы смог стать, как и Чацкий, декабристом. Печорин чувствует в своей душе “силы необъятные”, но он не смог “угадать своего предназначения”. Его душа, как и у Онегина, “испорчена сзетом”, он очень точно называет самого себя “нравственным калекой”.

Всем окружающим Печорин доставляет боль и страдание, он является своеобразным “топором в руках судьбы”, но при этом сам страдает не меньше, чем его жертвы. Печорин является причиной гибели Бэлы и ее отца, нарушает покой “мирных контрабандистов”, причиняет боль Мери и милейшему Максим Максимычу, разрушает семейное счастье Веры, убивает на дуэли Грушницкого. Но все это происходит не по злому умыслу героя, а как бы помимо его воли, как влияние его судьбы, “фатума”.

Печорину скучно жить на свете, потому что у него нет настоящей, высокой цели в жизни, нет достойного дела и нет даже достойного противника. Печорин, как и Лермонтов, мог бы сказать: “А жизнь, как посмотришь с холодным
Вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка!” Печорин, как и Онегин, “лишний” человек в своем обществе.

Этим они похожи и этим же они отличаются от Чацкого, которого никак нельзя назвать “лишним”. Хотя Печорин весьма активен, деятелен, а Онегин, наоборот, пассивен, но итог их жизни, как думается, один – пустота и забвение. И только такие люди, как Чацкий, живущие не ради себя, а ради всех людей, являются настоящими героями общества и героями нашей жизни.

Таким образом, мы видим, каким сложным, непростым был путь под названием Нравственные искания русской интеллигенции XIX века, как трудна была дорога к постижению истины и пониманию смысла жизни.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Нравственные искания русской интеллигенции в xix веке