Нравственные ценности в поэме «Мцыри»

Начать рассуждение можно с композиции поэмы. Собственно говоря, благодаря экспозиции, читатель знает историю Мцыри еще до того, как герой начнет ее рассказывать. Известно и то, что время разрушило монастырь — тюрьму Мцыри, и перед лицом вечности они как будто «уравнялись».

Однако монастырь ценен здесь не сам по себе, а только как «хранитель» истории юноши-монаха.

Эта история дается в форме исповеди — от первого лица. Перед нами явное переосмысление жанра: вместо повествования монаха о грехах и покаянии — страстный рассказ

юноши, о трех днях, проведенных «на воле».

Таким образом, внимание читателя сосредоточивается на главном — внутреннем мире героя. Б. Эйхенбаум в «Статьях о Лермонтове» писал, что в поэме «Мцыри» «выдвинута… проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную»».

Особенным образом преломляется в поэме тема добра и зла. Именно монах спасает Мцыри от смерти, монастырь становится приютом слабого ребенка, из-за войны лишенного родины. Но этот же монастырь — «тюрьма» для Мцыри.

По мысли Ю. В. Манна, «злое

существует только как насилие над волей, над естественным чувством родины. Узничество осуществляется лишь одним подчинением заведенному порядку вещей». Это — образ защиты, близкий к образам покоя, сулящим отказ от борьбы за свои идеалы.

Неоднократно подчеркивается, что он умирает «гордо»: будучи мальчиком и будучи юношей. В гордости — протест и вызов, это чувство, чуждое во многом христианскому смирению. «Гордый взор» — то, что характеризует его отца в представлении Мцыри. В уже цитированной выше статье Ю. В. Манн отмечает, что Мцыри чужд желанию прощения, идеям христианского смирения, он не ропщет на Бога, но и не обращается к нему — в этом причина его одиночества.

И происходит это потому, что «желанный, родной Мцыри край — вне видимого наличного круга явлений… в «Божьем мире», где все на своем месте, Мцыри оказался лишним звеном».

Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. «И я как жил в стране чужой, // Умру рабом и сиротой» — невозможность оказаться на Родине в тесной связи с невозможностью победить обстоятельства (отсюда, видимо, слово «раб») и отсутствием родной души. Ради этой Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Она зовет и манит его. «Душой дитя» — «судьбой монах» — важнейшая антитеза: естественность, внутреннюю свободу невозможно совместить с «остановившейся», упорядоченной жизнью монастыря.

Мотив узника перерастает в мотив обреченности на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя — он должен или «принять монашеский обет», или, «глотнув свободы», умереть. Эти две жизни, две возможности непримиримы, и выбор обусловлен внутренними устремлениями героя — «пламенной страстью», живущей в нем.

С монастырем связана тема смирения — отказ от отчизны, родных, друзей («я никому не мог сказать // Священных слов «отец» и «мать». // Конечно, ты хотел, старик, // Чтоб я в обители отвык // От этих сладостных имен»). Мцыри не приемлет смирения, потому и «не молит о прощении».

«Жизнь, полную тревог» противопоставляет Мцыри «жизни в плену», «чудный мир тревог и битв» — «душным кельям и молитвам». Своим идеалам он остается верен до конца. И в этом его нравственная сила.

Путь на Родину, попытка обрести «родную душу» становится единственной возможностью для существования.

Путь Мцыри — не только путь на Родину, но и жизненный путь, не случайно некоторые исследователи проводят параллели с «Божественной комедией» Данте. И нравственный выбор Мцыри лежит в стороне от пути, выбранного для него жизнью, от пути, намеченного появлением прекрасной грузинки, от манящего пути из песни рыбки. Это однажды избранный жизненный путь, вскормленный «слезами и тоской», признанный «пред небом и землей», верность которому закреплена клятвой.

Дни, проведенные на свободе, — жизнь в ее истинном, единственно возможном для Мцыри значении — средоточие радости, опасной и борьбы.

Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает ее глубину и тайну. Речь в данном случае идет о реальной, земной красоте природы, а не о существующем лишь в воображении идеале.

Мцыри прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным противником. И дух самого Мцыри непоколебим, несмотря на физический недуг.

Важно и то, что красота земли напрямую связана для него с идеей свободы — не случайно цель его — «Узнать, прекрасна ли земля; // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы».

Смерть для Мцыри — прекращение страданий, но и отказ от жизни во всей ее полноте. Он не надеется на встречу с Родиной «за гробом», и потому ему важно в последний раз увидеть край своей мечты, ощутить его дуновение.

По мнению Д. Е. Максимова, «смысл поэмы в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели».



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Нравственные ценности в поэме «Мцыри»