Нравственная проблематика прозы Солженицына
В вопросе о нравственной проблематике в прозе Солженицына хотелось бы обратить внимание на рассказ «Матренин двор», который изначально назывался «Не стоит село без праведника». И праведник этот — Матрена Васильевна, одинокая женщина лет шестидесяти, без средств к существованию, но бескрайне добрая, готовая отдать то малое, что у нее есть. А окружающие ее люди с жадностью это берут, да еще и осуждают Матрену за безвозмездную отзывчивость — «глупая, помогала чужим людям бесплатно». Такой образ настоящей русской души рисует
В итоге «наворочено было много несправедливостей с Матреной». Но она не озлобилась, не винила никого в своих бедах. У этой женщины «было
А когда начала налаживаться жизнь Матрены и она стала получать пенсию, односельчане начали ей завидовать: «А что — пенсия? Государство — оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Но даже болезнь какое-то время не посещала героиню, Матрена стала больше общаться с сестрами, подругой.
Но, наверное, не дано Матрене быть счастливой. На Крещение у нее не оказалось святой воды — куда то делся котелок из церкви. Хотя героиню нельзя назвать истово верующей, у нее был святой угол в ее избе. По праздникам Матрена зажигала лампадку, «только грехов у нее было меньше, чем у колченогой кошки. Та — мышей душила…» Вслед за этим в доме Матрены появляется брат ее мужа, все еще красивый и статный Фаддей. Мы узнаем, что, чтобы как-то скрасить одинокую жизнь, героиня в свое время взяла на воспитание дочку Фаддея — Киру. Матрена всегда чувствовала необходимость вливать свою любовь в кого-то, дарить добро. Так она и воспитывала приемную дочь, которая стала единственным человеком, искренне любившим Матрену. Этой девушке героиня отдает горницу, чтобы они с мужем могли построить дом. А потом оказывается, что на имущество Матрены имеет виды и Фаддей. Трагедия происходит при перевозке бревен через железнодорожный переезд — сани застревают, и «туда же, меж трактором и санями, понесло и Матрену». Она просто не могла устоять на месте, не помочь родственникам. Всех их сшибло паровозом, «в мясо расплющило».
Но даже после смерти героини окружавшие ее люди не унимаются. Главным вопросом для них остается разделение Матрениного имущества — кому избу, кому козу, кому сарай. А о Матрениной сердечности, простоте вспоминают с «презрительным сожалением»: и грязная она была, и не гналась за обзаводом, за нарядами. В чем же причина того, что одни стремятся к внешнему благополучию, а другие — к чему-то более высокому, более духовному? Матрена отличалась от своих односельчан, поэтому она была как бы вне общества, так и осталась непонятой. Но, несмотря на это, без таких людей, как Матрена, не может существовать человечество, она истинный праведник, без которого «не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша».
Отличительной особенностью творчества А. И. Солженицына является то, что он исследует русский характер. В рассказе «Матренин двор» авторская цель реализуется в разработке образа главной героини. Матрена Васильевна — простая, одинокая старая женщина. Автор не дает нам ее развернутого портрета. Ему важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько ее внутренний мир: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Много бед и страданий выпало на долю Матрены, с ней «наворочено было много несправедливостей». Но главным в образе героини является доброта («доброе расположение духа», «добрая улыбка»), побеждающая в душе все тяготы и заботы.
Верным средством вернуть внутренний свет была для Матрены работа, ощущение, что ее жизнь включена в общий закономерный порядок дел. Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Героиня никогда никому не отказывала в помощи, бескорыстно посвящала себя служению людям («не берет она денег»). Однако одиноко живет героиня в родном поселке, среди своих односельчан остается «не понятой», «чужой». И все-таки находит в себе силы не только роптать на судьбу, но и вырастить и поделиться своей материнской любовью с Кирой. Этой девушке и отдает она горницу, чтобы могли они с мужем построить дом.
Героиня находится как бы вне общества, сливаясь с природой, сохраняя исконно русский уклад быта. Темнота, необразованность, суеверия («боялась она пожара», «молоньи», плохих примет, «иностранных делегаций», «искусственных спутников») соединяются в ней с искренней религиозностью («ходила она за пять верст в церковь», «дело всякое начинала «с Богом»).
В Матрене нет жажды накопительства, стяжательства, которой обладают ее золовки, соседи, родственники. Жизненных неурядиц она словно не замечала, а на обиды не обращала внимания. Героиня как бы оказывается в центре вечного противостояния добра и зла, пытаясь соединить края пропасти. Только после смерти Матрены люди сумели по-настоящему оценить душевную красоту этой женщины. Даже после страшной гибели ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое».
Неслучайно Солженицын хотел назвать свой рассказ «Не стоит село без праведника», поскольку именно Матрена является истинным праведником: «…она тот самый праведник, без которого не стоит село». Реалистическая достоверность изображенных событий накладывает особый отпечаток на образ Матрены — ее жизнь является не только символом праведности, но и ощутимым подтверждением исконно доброй сущности национального характера. Именно на таких людях держится вся человеческая жизнь.