Нравственная эволюция Пьера Безухова в романе Толстого “Война и мир”



Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” – величайшее эпическое произведение мировой литературы XIX века. Действие его длится на протяжении пятнадцати лет. Немногим писателям удавалось соединить описание крупнейших событий истории со сценами повседневной жизни героев произведения, чтобы они не затмевали друг друга, а гармонично сливались в единое целое. Для Толстого жизнь одного человека и есть историческая жизнь всей нации.

Однако в бушующем море лиц, наполняющих роман, выделяется личность, являющаяся центральной в произведении, –

это Пьер Безухов.

Читатель знакомится с Пьером в первой же главе романа, в великосветском салоне Анны Павловны Шерер. Именно в этой “прядильной мастерской”, наполненной безучастными людьми – “веретенами”, выделяются так контрастирующие с этим обществом искренность и естественность Пьера. “Один живой человек среди всего нашего света”, – говорит о Пьере князь Андрей Болконский.

Пьер, незаконнорожденный сын графа Безухова, три месяца назад вернулся из-за границы и не определил пока своей будущей карьеры. Характер его еще не сформировался, он молод, плохо знает жизнь и почти не разбирается

в людях. Поскольку Пьер был лишен семьи, то у него постоянно возникает потребность в учителе, наставнике.

Но стремление обрести духовную поддержку не мешает Пьеру сохранить свою индивидуальность и идти по жизни своим собственным путем.

Первым серьезным ударом судьбы для Пьера была женитьба на Элен. Он оказался безоружным против коварства, лживости Курагиных, заманивших его в свои сети. Но нравственно Пьер оказался много выше этих людей: вину за случившееся он взял на себя.

В дальнейшем так будет всегда.

Переломным событием в жизни Пьера можно считать дуэль с Долоховым. Приняв чужие правила игры, он серьезно задумался над своей жизнью и пришел к выводу, что он лгал самому себе. Это привело Пьера к стремлению повернуть свою судьбу в иное нравственное русло.

В душе Пьера “свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь”. Он перечеркнул прошлое, но не знал, каким будет будущее. “Что дурно? Что хорошо?

Что надо любить, что надо ненавидеть?

Для чего жить и что такое я…” В этот кризисный момент Пьер встретил масона Осипа Алексеевича Баздеева, и новая, как ему казалось, очищающая звезда засияла над ним.

Не сразу и не вдруг пришло разочарование в масонстве. Пьер столкнулся с лицемерием, карьеризмом, увлечением внешними атрибутами обрядов, а главное, он не чувствовал связи с реальной, повседневной жизнью. В это же время он потерпел неудачу в своих благих намерениях изменить положение крепостных крестьян – Пьер оказался слишком далек от народных бед и проблем. Вновь пришла неудовлетворенность собой, та движущая сила, которая не давала погаснуть в нем духовному огню.

Таким читатели застают Пьера на пороге Отечественной войны 1812 года, которая стала для многих героев романа судьбоносным переломным этапом.

Не случайно Бородинское сражение мы видим отчасти глазами Пьера, невоенного человека, который не смог не быть там, где решалась судьба его Отечества. Здесь граф Безухов сблизился с простыми солдатами. Его поразили их бесстрашие, стойкость и доброта. Они были нравственно выше и чище Пьера.

Он начал задумываться над тем, как стать похожим на них, “как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего мира”.

Потом была поруганная Москва, и романтическая идея убийства Наполеона, и спасение девочки, и драка с французами, и плен. В плену Пьер стал свидетелем бессмысленной и жестокой казни русских пленных. Это потрясение словно выдернуло пружину, на которой в его душе держалась вера в жизнь, в Бога, в человека.

И Пьер чувствовал, что не сможет сам возродить эту веру. Спасла его встреча с Платоном Каратаевым.

“Прежде разрушенный мир теперь с новою красой на каких-то новых и незыблемых основах двигался в его душе”. Изумленный и очарованный, Пьер наблюдал за Платошей и видел его удивительное добросердечие и трудолюбие, он слушал его песни и поговорки, погружаясь в мир народной жизни. Пьер чувствовал, что нашел успокоение и согласие с самим собой, которое так долго искал.

Он увидел, как близко счастье, к которому он стремился. Оно было в удовлетворении самых простых и естественных потребностей человека. Встреча с Каратаевым помогла Пьеру ощутить себя частицей целого огромного мира: “И все это мое, и все это во мне, и все это я!”

Пьер Безухов вернулся домой нравственно обновленным. Он осознал, что цель и смысл жизни это и есть сама жизнь, во всех своих проявлениях. “Жизнь есть все. Жизнь есть Бог”. Пьер научился видеть великое и вечное в мелком и житейском.

Он научился любить и понимать людей, и они тянулись к нему.

Все это время в душе Пьера жила нежная и восхищенная любовь к Наташе. Они оба изменились за время войны, но эти духовные перемены только сблизили их. Так родилась новая семья – семья Безуховых.

В эпилоге мы видим Пьера, увлеченного радикальными идеями изменения общественного устройства. По замыслу Толстого герой романа должен был пережить крушение “ложных надежд” и, вернувшись из ссылки в Сибирь, прийти к пониманию подлинных законов жизни.

В образе Пьера Безухова Толстой раскрыл нам, с одной стороны, характерную личность своей эпохи, с другой – показал нравственные искания человека, ищущего свой путь в бурлящем житейском океане. Только стремление к самосовершенствованию могло привести героя, по мнению автора, к таким высоким духовным рубежам.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Нравственная эволюция Пьера Безухова в романе Толстого “Война и мир”