Новаторство Чехов-драматурга (по пьесе «Чайка»)

В пьесе «Чайка» затронуто много жизненных проблем. Вместе из тем за бытовыми деталями кроется чрезвычайный лиризм. «Чайка» построена не на остросюжетном драматическом действии, а на глубоком психологическом анализе характеров. Чехов открыл трагедию будничности, показал ее в сценических образах. Он изображает не события, а людей, чье поведение, жизненная позиция становится фактором определенных событий. Чехов выносит сценически «удобные» эпизоды за сцену. Например, в пьесе есть по меньшей мере два эпизода, которые в традиционной

драматургии были бы обыграны. Первый — попытка Треплива покончить жизнь самоубийством после провала его спектакля и «измены» Нины. Второй — самоубийство Треплива «в конце пьесы». Такой отказ от эффектных сцен был подчинен авторскому замыслу: показать характеры людей, их отношения, проблемы, которые возникают по недоразумению. Каждый герой имеет свою задачу в творческом замысле автора. Поэтому он избегает внешних эффектов, а принуждает внимательно следить за всеми героями. Язык каждого персонажа имеет «подтекст».

Важную роль в чеховских пьесах сыграют паузы. Они будто дополняют подтекст

и возникают тогда, когда герои не могут и не хотят говорить о сокровенном. В третьем действии, например, Нина и Тригорин прощаются перед отъездом. Нина дарит ему медальон на память. Тригорин обещает помнить девушку такой, которой увидел ее впервые. Нина задумчиво повторяет: «Да, чайка». Пауза. «Больше нам говорить нельзя, сюда идут». Пауза помогает сосредоточиться на оскорблении чайки. Зритель припоминает предыдущий разговор героев, когда Тригорин записал в блокнот «сюжет для небольшого рассказа» о девушке, которую походом потерял «один мужчина». Но содержательность разговора героев выясняется значительно позднее. Пауза создает определенное эмоциональное напряжение. Зритель будто ожидает, что герои раскроют что-то очень важное, а этого не происходит. И зритель должен сам додумать, что скрывается за этим молчанием. Особую атмосферу создают ремарки. Вот сцена Треплива и Нины. Ремарка: входит без шляпы, с ружьем и убитой чайкой. Он кладет чайку возле ног Нины. Почему Чехову важно, что Треплив без шляпы? Дальнейший разговор объясняет это. «Я имел подлость убить сегодня эту чайку… Скоро так же я убью самого себя». Читатель понимает, что гибнет что-то очень важное для Треплива, возможно, гибнет его мечта, а возможно, гибнет чистая и доверчивая Нина. Здесь нельзя стоять в шляпе.

Называя это произведение комедией, Чехов будто подчеркивает, что главная героиня его пьесы — будничность, которая расточает лучшие человеческие чувства и отношения, которая разрушает личность и делает характеры мелочными, почти комическими. «Чайка» была той «первой птицей», что принесла обновление в русскую драматургию.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Новаторство Чехов-драматурга (по пьесе «Чайка»)