«Нет худа без добра?» сочинение
Да, есть такая пословица «Нет худа без добра», которая многим кажется очень мудрой и глубокой, хотя на самом деле она просто лжива. Уточним, лжива в том смысле, в каком ее все понимают и повторяют. В действительности же, ситуации, когда худо (то есть зло) без добра, встречаются гораздо чаще, чем ситуации, когда худо (зло) с добром.
Вот просто интересно, кто придумал эту пословицу? Легкомысленный оптимист? Бездушный циник? Активный служитель и пропагандист зла? Или просто человек, которому однажды повезло, и он решил, что так теперь будет и впредь?
Существуют ли ситуации, когда худо (зло) сопровождается добром или приводят к добру? Конечно, существуют. Правда, в большинстве случаев оказывается, что речь идет не о настоящих добре и зле, а всего лишь о представлениях людей о добре и зле.
Человека уволили с работы, а он нашел себе новую, более интересную и с лучше оплачиваемую. Парня бросила девушка, с которой он гулял, а он встретил настоящую любовь, женился и счастливо прожил со своей женой всю жизнь. Человека заставили
Но следует ли из этого, что никогда не бывает худа без добра, как говорит пословица? Вовсе нет. Отсюда просто следует, что в некоторых случаях у отдельных людей невезение оборачивается пользой или сопровождается пользой. Вот и все! И делать из этого какие-то выводы глобального масштаба просто нелепо, абсолютно нелогично. Кстати, у тысяч других людей в подобных же ситуациях никакой пользы не наблюдается. Они не находят лучшей работы, любимой девушки или кошелька, им не делают нужной операции и т. д. но об этом все молчат, так как это — привычная норма.
Женщина посадила в огороде картошку, готовится собирать урожай. Вдруг прилетела саранча и все сожрала подчистую. Конечно, можно найти и тут добро: женщине не придется собирать урожай, сохранять его, готовить еду. Но есть-то ей больше нечего, кроме картошки у нее ничего нет, и она кончает жизнь самоубийством. Так что там говорит наша пословица? Реальный случай, между прочим.
Еще пример. В семье тяжело заболевает и умирает маленький ребенок. Где же тут добро? Может, оно в том, что ребенка теперь не надо кормить, одевать, воспитывать? Будут ли безутешные родители радостно повторять обсуждаемую пословицу или проклянут ее автора?
Следующий пример. Человека избили и покалечили хулиганы. И он всю жизнь обречен провести в инвалидной коляске. В чем тут добро-то? Что ему не надо работать, можно жить на мизерную пенсию? Что за ним должен кто-то постоянно ухаживать? Что ему нужно меньше одежды и обуви? Или в том, что зло не убило его окончательно, милостиво сохранило ему жизнь? Утешения, мягко говоря, слабые.
И таких примеров можно привести несравнимо больше, чем редких везений, о которых все говорят. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, болезни и потери близких, пожары, терроризм, гибель природы, Чернобыль, Фукусима и многое другое. Вспоминать и повторять рассматриваемую пословицу в таких случаях цинично, подло, глупо, да и просто опасно — могут сильно побить.
Вот так обстоят дела в реальности, а не в придуманном, описываемом пословицей мире. Зло — оно и есть зло. Ничего хорошего в нем нет и быть не может. Случайные совпадения бывают, и тогда вслед за злом приходит добро. А иногда люди, борясь с пришедшим злом, творят добро себе и другим. Но к самому злу это не имеет прямого отношения. Добро, наступившее после зла, не является следствием зла, не порождается злом, не сопровождает зло, не представляет собой обратную сторону зла.
Еще раз повторимся: пословица «Нет худа без добра» совершенно лжива. Если, конечно, мы понимаем ее правильно.
Но она же может оказаться очень мудрой, глубокой и совершенно бесспорной, если увидеть в ней совершенно другой, непривычный нам смысл.
Да, зла (худа) действительно не бывает без добра. Ведь добро — это гармония созданного Творцом мира и всех его частей, а зло — разрушение этой гармонии. А если нет гармонии (добра), то нет и разрушения (зла). Зло — это болезнь, паразит на теле мира. А как может существовать болезнь или паразит без объекта разрушения? Например, если человек умирает, то вместе с ним умирают и все его болезни и паразиты, так как им просто нечем питаться.
Так что вполне возможно, что пословицу эту придумал совсем не дурак, не циник и не негодяй, а самый настоящий мудрец. Просто это мы, по простоте своей, приписали ей совсем неправильный смысл.
Наконец, есть еще и третий возможный глубокий смысл пословицы, который также доступен только мудрым. Если худо (зло) незначительное, мелкое, обратимое, исправимое, то ему надо радоваться. Почему? А потому, что оно уменьшает власть зла над человеком, семьей, обществом, страной, миром в целом. То есть если ты своим неправильным поведением дал злу возможность вмешиваться в свою жизнь, делать себе всякие гадости, то лучше, чтобы эти несчастья были мелкими, не слишком сильными. Грехи свои ты при этом отрабатываешь, а большого урона от этого не получаешь, успеваешь справиться с несчастьями без особых потерь. Иными словами,
За невезенье в мелочах будь благодарен ты судьбе.
Уж лучше пыль на сапогах, чем кирпичом по голове.
Хотя, конечно, называть все это добром не совсем правильно. Это скорее просто наименьшее из возможных зол.