Некрасов как певец страданий народных

Несомненной заслугой русского поэта М. Некрасова является то, что он ввел в литературу тему народа. В этом он был новатором, ведь первым обратился к социально-конкретного изображения народа. Поэзия Некрасова содержит множество картин народной жизни, но они ничем не напоминают те пасторальные зарисовки, с которыми был знаком российский читатель: наоборот, сцены с участием народа полны боли и страданий. Поэт со всей мастерством показал особенности жизни и быта русского крестьянства. Другой русский поэт Аполлон Григорьев писал, что Некрасов

соединил в своих произведениях «все ужасы бедности, голода, холода». Как настоящий реалист, Некрасов замечает типичное: его поэзии свойственна социальная определенность создаваемых характеров и социальная обусловленность их переживаний и чувств. И подтверждением этому есть конкретные примеры из стихотворения «Размышления у парадного подъезда».

Стихотворение, по воспоминаниям А. Я. Панаевой, был написан Некрасовым, «когда он находился в хандре. Он лежал тогда целый день на диване, почти ничего не ел и никого не принимал к себе. На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами,

сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желавшему подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их; они укрылись за речью подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал все; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда»».

Некрасов переработал реальный материал, который предложило ему сама жизнь. В стихотворении появились темы мирового зла, библейские ассоциации, мотивы высшего суда и возмездия. Все это придало произведению обобщенно-символического содержания. Идея «спасения в народе» сочетается с размышлениями о его трагической судьбе.

Произведение имеет сложную композицию. В нем можно выделить три части, которые отличаются тематикой и пафосом. Первая часть поэзии рассказывает о сцены у подъезда «вельможи», говоря словами Гоголя, «значительного лица». Пафос этой части можно определить как драматический. Вторая часть произведения — размышления лирического героя о народе и о тех, в чьих руках находится его судьба. Это обращение-размышления героя к вельможе, родной земли, русской реки Волга, народа. Пафос этой части обличительный, сатирический. Третья часть — это размышления о русский народ: его прошлое, настоящее и будущее. Эта часть лирически-скорбная. Все части объединены образом лирического героя, его гражданской позицией в отношении того, о чем говорится в произведении. Итак, есть четкая авторская позиция, которая является характерной чертой творчества М. Некрасова.

В стихотворении поэт изображает три группы персонажей: «мужики. Деревенские русские люди»; «убогие лица», «просители», гости, «одержимы холопским недугом»; «владелец роскошных палат».

Симпатии поэта на стороне народа. Некрасов создает обобщенный образ русского мужика:

Загорелые лица и руки,

Армячишка худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапте обутых.

«Сеятель» и «хранитель» русской земли, что пришел издалека с каким-то просьбой, вынужден ни с чем возвращаться домой, потому что хозяин роскошных палат «не избит оборванной черни».

Поэт возмущен тем, что в стране нет даже уголка, в котором бы не страдал мужик. «Вельможа» не волнуется, потому что знает, что мужик «потерпит». Поведение «пилигримов» свидетельствует о том, что чиновник не ошибается: когда крестьян гонят от подъезда, они лишь безнадежно разводят руками после неудачной попытки подкупить швейцара. Уходя прочь, они повторяют: «Суди его Бог». Некрасов предусматривает их дальнейшее поведение: пойдут в трактир и «все пропьют бедняки до рубля / И пойдут, побираясь дорогой, / И застонут».

Эта покорность свойственна не только крестьянам: «убогие люди» ведут себя так же. К ним у поэта нет сострадания, хотя и иронии тоже нет. Относительно «гостей», которые по-холопськи унижают себя, здесь ситуация другая. Поэт с иронией рассказывает о их визиты к парадному подъезду, утверждая, что подхалимство и чинопочитание — их «призванье».

Некрасов констатирует: «великою скорбью народной / Переполнилась наша земля / — Где народ, там и стон». Именно поэтому возмущен покорностью и пассивностью замученного народа, поэт заканчивает стихотворение обращением к нему:

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил, —

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил.

Стихи Некрасова на тему страданий народа перекликаются с поэзией Шевченко. Украинский поэт, так же как русский, болел душой за страдающее крестьянство и стремился пробудить его от моральной спячки, призывать «к топору». Можно утверждать, что освобождение крестьянства от крепостного права было в некоторой степени подготовлено тем влиянием, которое имели произведения этих двух выдающихся поэтов.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Некрасов как певец страданий народных