Моральная эволюция Степана Радченко в романе «Город»

Родился Валерьян Подмогильный в с. Цапли в Екатеринославской области в крестьянской семье. Учился в реальном училище, на математическом, а потом на правовом факультетах Катеринославского университета. Учительствовал. С 1921 г. живет в Киеве, работает библиографом в Книжной палате, со временем — редактором в «Книгосоюзе». В 1924 г. создает литературную группу «Звено», что с 1926 г. получила название МАРС (Мастерская Революционного Слова). С 1929 г. живет в Харькове, работает редактором в журнале «Жизнь и революция», консультантом по зарубежной

литературе при издательстве «Движение». Был репрессирован в 1934г., расстрелян в 1937г. Прозаик, переводчик. Автор интеллектуальной прозы, которая отмечается объединением художественности, философичности, психологии. В центре произведений — человек с его универсальными проблемами. В 1920 г. увидела мир книга прозы «Произведения. Том 1», в 1929 г. — роман «Город». Оставил переводы произведений Франса, Бальзака, Дидро, Мопассана.

Вершиной творческого гения Валерьяна Подмогильного стал роман «Город», в котором он размышляет над феноменом человеческого бытия, над теми невероятными разногласиями,

которые режут душу каждой мыслящей личности, над самой природой существования индивида в окружении себе подобных. Для того, чтобы доказать читателям приоритет высочайших целей и настоящих истин, автор проводит своего героя Степана Радченко через ряд испытаний: через разочарование в собственных силах, через смерть близкого человека Зоськи, через трагедию Максима. Постепенно цель Степана «завоевать» город, став в нем «свежей кровью села», сменяется на понимание, что он, наконец, стал перекати-полем, которое отнесено от одного берега и не пристало надежно к другому.

Погружаясь в свою душу, герой начинает осознавать, что жизнь играет с ним, она лишена глубинного смысла, а это приводит к бессмысленному существованию его как Человека. Чтобы быть достойным этого имени, Степан одолевает одну ступеньку за второй на пути становления достойной личности. Но сначала он придет к выводу, что современный человек — одинокий прохожий, заброшенный в этот мир, и все, что у него есть, — это безграничная свобода, которую он должны направить на создание достойной жизни или же погибнуть, не притронувшись к общечеловеческим святыням, таким как: любовь, честь, творчество.

Именно на этом этапе моральной эволюции у Радченко, наконец, приоткрываются глаза на собственное бессмыслие существования. Наступает момент, когда его душа стремится предоставить смысл жизни, и герой находит способ реализовать себя в этом мире. Ставя этические нормы лозунгом своего усовершенствования и всей собственной жизни, он начинает создавать, становится писателем, чтобы написать повесть о жизни, которая является безграничной свободой, целенаправленной и осмысленной самим человеком. Повесть, которая бы поведала о поиске человека в человеке.

В своем психологически-философском ключе роман «Город» поднимает проблему перспективы украинской наций, обобщив ее в эпиграфе с «Талмуду» к нему: «Шесть примет имеет человек: тремя похож он на животных, а тремя на ангела…» И только извечная борьба человека за чистоту своей души делает его подобным ангелу. Эту истину открывает нам В. Подмогильний своим всегда актуальным романом.

«Город» Валерьяна Подмогильного — роман о человеке, о городе, о жизни, о не угасании огня, преисполненном скептицизме победителе и оптимизме побежденного. В. Подмогильний старался понять, кто есть человек в городе, каково его место в жизни, для чего он живет, он стремился осмыслить его идеалы, ценностные ориентации. Автор хотел поставить человека перед самим собой, заставлял его заглянуть в себя. Поэтому и появляется в романе тип героя, предрасположенного к самосозерцанию, самораскрытию. Человеческое существование в романе — это существование личностей, которым, прежде всего, присуще определенное отношение к бытию, рациональное или иррациональное восприятие мира. Традиционная, но не решенная многими эпохами проблема бытия, остро поставлена в произведении, заложена в самой специфике существования героев в мире.

Сущность человеческого бытия автор «Города» рассматривает как деятельность, в которой человек выражает свое «я» как принятый идеал его бытия. Крестьянский парень Степан Радченко отправляется в город, не имея о нем никакого представления; обязанность и ответственность — новые слова в лексиконе Степана. Это не правда, что все люди такие, как он, а он — как они. Он делает одно из наибольших открытий — он открывает человека. Люди — разные, так как для каждого из них мир начинается и гаснет; Степан видит людей как единое существо.

В городе начинается наказание Степана за его прошлое, за то, что он такой, а не другой. Его наказание — это уединение, а награда — это его творчество. Мертвыми ему кажутся его старые рассказы. Роман В. Подмогильного — это произведение о вине, которую нельзя было избежать, так как она — закон существования. Жизнь для В. Подмогильного — это движение, это соискание мира, открытие человека, открытие себя, и все это — волшебное и непостоянное, как огонь. Так как огонь — это образ Бога.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Моральная эволюция Степана Радченко в романе «Город»