Молодое поколение в драме «Гроза»
В драме «Гроза» молодое поколение представлено очень широко: это Катерина, ее муж Тихон, возлюбленный Борис, Варвара, Кудряш. Учитывая тему сочинения, из рассмотрения можно сразу исключить Тихона и Бориса. Они своей пассивностью и бездействием не только не противостоят «темному царству», то есть косному обществу, но и поддерживают его.
А вот Катерина, Варвара и Кудряш действительно свежее молодое поколение, которому непонятен традиционный уклад жизни, которое хочет вырваться к солнцу, к свету. Хорошо Кудряшу: он, хоть и находится
Совсем другое дело Варвара и Катерина. Они живут в доме Кабанихи, как в тюрьме, Им не хватает воздуха. Варвара — человек по натуре легкий» поэтому она быстро
Варвара со свойственной ей легкостью разрешила ситуацию, вырвалась из тюрьмы. Совсем в ином положении находится Катерина. Главная героиня пьесы показана как полный антипод своей свекрови, Кабанихи. Они — два полюса калиновского мира. Их противостояние — это не просто конфликт двух людей, а столкновение двух поколений, борьба двух миров.
Как ни странно, но у этих женщин есть немало общего: их суровая религия, представление о грехе, которому нет прощения, неумение прощать человеческие слабости, невозможность пойти на компромисс. Но Кабаниха воспринимает жизнь как некий церемониал, она не способна отступить от раз и навсегда заведенного порядка. А Катерине тесно, душно в этих рамках. Несвобода тяготит ее, недаром она мечтает взлететь, как птица. Но трудно взлететь, живя в «темном царстве». Ведь Кабаниха — далеко не единственная в Калинове представительница патриархального мира. Весь город таков. Все живут, подчиняясь однажды установленным законам. Моральные нормы строго соблюдаются. И нет прощения человеку, преступившему их. Оттого и приходится скрываться Катерине с Борисом и Варваре с Кудряшом. Стоит им показать свое свободолюбие, и они станут изгоями. В особенности это касается Катерины, ведь она замужем. Брак в калиновском обществе священен. Никому нет дела, что родители выдают девушек замуж за абсолютно незнакомых людей, что в браке очень часто сосуществуют два чужих человека. Стоит кому-нибудь последовать зову сердца — его тут же осуждают. Катерина, надо отдать ей должное, боролась с собой до конца, она уважала и почитала нормы общественной морали. Тихон практически сам подтолкнул ее к Борису в тот момент, когда она была готова стать верной и любящей женой своего мужа.
Живя в тюрьме — доме Кабанихи, — Катерина не могла смириться со своим положением. В ней уже тогда рождается смутное чувство, о котором она говорит Варе. Она чувствует, что в ней происходит что-то необыкновенное, рождается новое отношение к миру. Это чувство и есть протест против существующей действительности, стремление к свету и к счастью. Увы, любовь не принесла Катерине счастья. Самоубийство стало упреком Катерины обществу, не дающему человеку права на свободу и счастье.
Так молодое поколение в «Грозе» противостоит » темному царству». Каждый действует в соответствии со своим характером. Конечно, пе могут о тдельные поступки и происшествия за короткое время поколебать устои, создававшиеся веками. Но смуту в умах это произвести может. И если хотя бы тот же Тихон после смерти жены сумел, наконец, хоть в чем-то возразить своей матери, значит, Катерина погибла не зря. Значит, «луч света» пробился сквозь тучи и осветил убожество традиционного общественного уклада. И вполне возможно, что кто-нибудь, увидев этот луч, тоже будет протестовать. Именно это и есть залог того, что когда-нибудь свет победит «темное царство».