Модернизм и европейская культура начала XX века



Первая мировая война (1914-1918) – водораздел между двумя культурными вехами. Кризисные умонастроения в Европе в начале XX века. Переоценка гуманистических ценностей, завоеваний предшествующей эпохи. Критика викторианской идеологии. Активизация ницшеанских идей в обществе; актуальность тезиса – “все боги мертвы”, и, как следствие, дискредитация христианских ценностей. Величайший умственный разброд, “агония европейской души” (П. Валери).

Восприятие кризиса как крушение всей цивилизации. Распространение пессимистических идей

в обществе, философии, культуре. Популярность философских концепций о “закате западной цивилизации”, о “конце нового времени”, о “приходе нового средневековья”: работы О. Шпенгле-ра “Закат Европы” (1918), Н. Бердяева “Новое средневековье (1924), Х. Ортеги-и-Гассета “Восстание масс” (1930).

Уход деятелей искусства от общественных проблем в мир частной жизни, интимных переживаний, в мир внутренней реальности, в “башню из слоновой кости” (“эскепизм”). Пафос автономности литературы в эссе испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета (1883-1955) “Дегуманизация искусства” (1925). Дегуманизация

– чисто художественное созерцание, очищенное от переживаний, вызванных живой действительностью; “жизнь это одно, поэзия – нечто другое”, “поэт начинается там, где кончается человек”.

Поиск новых форм художественной выразительности. Утверждение в искусстве XX века модернистских течений (имажизм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм и др.). Условность самого термина “модернизм” (сложность специфики, обозначаемого явления). Обостренное внимание модернистских направлений к непознанному состоянию человеческой психики. Стремление представителей модернизма обособить человека от общества, истории, времени, пространства, где такие понятия, как социальность, рациональность, идеология, вера, являлись бы “излишней одеждой”. Модернизм это “не упадок искусства, но искусство человеческого упадка”.

Источники модернистских концепций искусства: философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше (непознаваемость мира, всесилие зла, непреодолимое одиночество человека), психоанализ 3. Фрейда, труды французского философа А. Бергсона.

Австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд (1856-1939) о природе психического в работах “По ту сторону принципа удовольствия” (1920), “Психология масс и анализ человеческого Я” (1921), “Я и Оно” (1923).

Теория влечения, по Фрейду, – основной стимулирующий фактор деятельности человека. Деление психики на “сознательное” и “бессознательное”. “Бессознательное” как источник и движущая сила художественного процесса. Изоляция психической деятельности от окружающего внешнего мира. Воздействие фрейдизма на творческую деятельность писателей XX века (Д. Лоуренс, Д. Джойс, Т. Манн).

Анри Бергсон (1859-1941) – французский философ, основатель “теории интуитивизма”. Главные категории философской системы берг-сонианства – интуиция, длительность, свобода, память, рассмотрены в работах “Материя и память” (1896), “Восприятие изменчивости’^ 1911), “Творческая эволюция” (1914), “Духовная энергия” (1919). “Первичная интуиция” – идея длительности субъективного мира; она предполагает постоянное взаимопроникновение прошлого и настоящего, пересечение различных состояний сознания. Классификация основных параметров памяти: память-привычка и спонтанная память. Внимание к области бессознательных и подсознательных процессов. Проблема времени как основания человеческого бытия, истории, культуры. Идеи Бергсона в литературе модернизма (М. Пруст, В. Вулф, Д. Джойс).

Утверждение модернистского мироощущения в Европе в начале XX века. “Блумсберийская группа” (1908) как особый знак времени в английской культуре (члены гр. В. Вулф, Р. Фрай, Э. М. Форстер, Д-Грант и др.). Главное творческое кредо – искусство как важнейшее условие существования цивилизации. Бунт богемы, направленный на отрицание викторианских ценностей, моральных установок, лицемерия, приторной стыдливости. Поддержка искусства, авангарда.

Художественные поиски Вирджинии Вулф (1882-1941) – одного из теоретиков блумсберийской группы, главы “психологической” литературной школы. Статья Вулф “Современная художественная проза” (1919), как манифест “нового искусства”. Открытый призыв к крестовому походу против реалистов своего времени, писателей эдвардианцев (Уэллса, Гол-суорси, Беннета), которых “интересует не душа, а плоть”. Отказ от традиционных форм построения романа, от использования сюжета и интриги, от создания комических и трагических ситуаций. Подлинным может быть только то, что таится в глубинах человеческого сознания и подсознания. Главный постулат – стремиться к созданию произведений, раскрывающих “тайну души”.

Романы Вулф “Миссис Дэллоуэй” (1925), “К маяку” (1927), “Орландо” (1928), “Волны” (1931) – блуждание по глубинам человеческого сознания. Неустойчивость, расплывчатость временных ориентиров; прошлое столь же реально, как и настоящее; передача

Мельчайших деталей душевных переживаний, воспоминаний; наслоение различных ассоциаций.

Фрейдистская концепция личности в творчестве английского писателя Дэвида Герберта Лоуренса (1885-1930). Стремление романиста противопоставить атмосфере бездуховной цивилизации свободу человеческих страстей и чувств; желание приблизиться к естественным началам жизни, к самой природе. Художественное истолкование “эдипова комплекса” в романе “Сыновья и любовники” (1913). Взаимоотношение Поля Морела и его матери – сложный комплекс чувств и переживаний. Разрушение внутреннего “я” героя, ощущение неуверенности, нежелание взять ответственность за какое-либо решение. Проблема достижения гармонических отношений между мужчиной и женщиной в романе “Радуга” (1915). Процесс обезличивания человека “механической цивилизацией”. Символический смысл образа радуги. Духовная атмосфера послевоенной Европы в последнем романе Лоуренса “Любовник леди Чаттерлей” (1928). Стремление Конни, главной героини, любой ценой освободиться от условностей повседневного существования, которое подавляет искренность чувств и силу страстей. Зарождение религии плоти и утверждение мысли о силе физиологических начал в жизни человека. “Жизнь оправдана только тогда, когда тело и мысль находятся в гармонии, когда между ними есть естественное равновесие и когда они взаимно уважают друг друга”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)

Вы сейчас читаете сочинение Модернизм и европейская культура начала XX века