Модернистские варианты в литературе германии 50 х годов хх века



Модернизм (фр. modernisme – от moderne – новейший, modo – только что) как философско-эстетическое движение имеет следующие стадии (выделяем условно): – Авангардизм, по времени расположенный между войнами; – Неоавангардизм (50-60-е гг.); – Постмодернизм (70-80-е гг.).

Общие черты: 1) утрата точки опоры; 2) разрыв с традиционным мировоззрением христианской Европы; 3) субъективизм, деформация мира или художественного текста; 4) утрата целостной модели мира, создание модели мира всякий раз

Заново по произволу художника; 5) формализм.

Немецкоязычная

литература первой половины XX века – явление сложное и противоречивое. Она представлена писателями, жившими в Германии, Австрии, Праге, Швейцарии, принадлежавшими к разным национальным культурам, но объединенными общностью языка, на котором они создавали свои произведения, и ощущением кризиса культуры, усугубленного глобальными социальными потрясениями. В творчестве каждого из писателей, даже тех, кто стоял принципиально на позициях аполитичности (например, Готфрид Бенн), события первой мировой войны, последовавший за ней передел Европы, приход к власти нацистов оставили свой след, сказались на формировании
художественной модели мира, концепции человека. Наряду с социальным фактором огромное значение для немецкоязычной литературы имело и влияние идей А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, С. Кьеркегора (имена их мы встречаем в записях Т. Манна, Р. Музиля, Ф. Кафки, эссе Г. Бенна и др.). От этого влияния во многом проистекает все разъедающий скепсис в раздумьях о судьбах цивилизации писателей разных школ и направлений. Сомнения в возможностях рационального постижения феномена природы, называемого “человек”, были во многом порождены открытиями, сделанными в области психологии бессознательного 3. Фрейдом и его учеником К. Г. Юнгом. Влияние их идей ощутимо в творчестве Г. Гессе, Л. Франка, Э. Ласкер-Шюлер. Поражал не только масштаб всеобщего краха, но и скорость, с какой все менялось в мире.

Казалось, что нет предела бесконечному делению, что навсегда разорваны все связи и люди утратили способность понимать друг друга. Крайней степенью отчаянья было недоверие к слову. Герман Брох в статье “Дух и дух времени” писал: “Никогда еще в истории по крайней мере Западной Европы человечество не признавалось так честно и откровенно. в том, что слово ничего не значит, более того, что не стоит и труда искать взаимопонимания. ” В наиболее общей форме это отчаяние выразилось в творчестве Франца Кафки.

Признанный миром мэтр модернизма, Франц Кафка своим творчеством закрепил “распад антропоцентрического мировоззрения, которое так долго считало человека центром вселенной” (Р. Музиль). Он привел в литературу странного героя, имя которому Никто (притча “Прогулка в горы”).

Страницы его романов, новелл, притч заполнили страховые агенты, мелкие чиновники, судебные исполнители, больше похожие на разбойников, нежели на стражей закона. Но социальное положение этих персонажей имело далеко не первостепенное значение. Все эти Г. Замзы, Йозефы К., Никто – выражение определенного эмоционального состояния, которое характеризуется прежде всего глобальным ощущением несвободы, полной зависимости человека от мира, ему непонятного и враждебного. Кафкианские персонажи – это люди, преследуемые страхом, и это “страх перед бессмысленностью, перед бессмысленным расцветом бесчеловечной жизни” (запись в дневнике от 12 января 1914 года).

Гонимые страхом, преследуемые властями, герои Кафки мечутся в пространстве узких улочек, грязных лестничных площадок, душных чердаков, жалких замков, пыльных комнат, утрачивая человеческий облик, превращаясь в чудовищ. Пространство произведений Кафки оказывается предельно сжатым, в нем нет воздуха, время, кажется, тоже остановилось в этом мире, поскольку исчезло то, что является точкой его отсчета: событие. Условность пространственно-временной организации произведений Кафки, предельная обобщенность характеристик персонажей, экстатичность как ведущее качество большинства его героев, иррационализм в интерпретации мира и человека дают основание говорить об определенной близости писателя к экспрессионизму. Экспрессионизм (лат. expressio – выражение) – сложное и противоречивое явление в художественной жизни Германии, Австрии и ряда других стран, получившее особое развитие в период с 1905 по 1920 годы.

Франц Кафка (1883-1924) Родился в Праге в семье еврейского служащего, окончил юридический факультет Пражского университета, писал произведения на немецком языке, принадлежал к пражской группе писателей. Вынужденный выполнять обязанности служащего в одном из страховых обществ, Кафка тяготился этим видом деятельности, о чем свидетельствуют многочисленные записи в его “Дневнике”, письмах. Творческое наследие Ф. Кафки составляют романы: “Америка” (1911-1916), вышел в свет в 1927 году, “Замок” (1922), вышел в свет в 1925 году, “Процесс” (1915-1918), вышел в свет в 1925 году; “Письмо к отцу”, “Дневники” “Письма к Милене”.

Первые рассказы Кафки печатались в журналах, начиная с 1909 года, при жизни увидели свет и отдельные сборники “Наблюдение” (1913), рассказы “Приговор” (1913), “Кочегар” (1913), новелла “Превращение” (1916). В 1915 году Ф Кафка был награжден одной из самых престижных литературных премий – премией Фонтане. После первой мировой войны был опубликован его рассказ “В исправительной колонии” (1919), вышли сборники “Сельский врач” (1919) и “Голодарь” (1924) Отношение самого Кафки к собственному творчеству было крайне противоречиво и, умирая, он просил Макса Брода уничтожить его рукописи. Известность Франца Кафки при жизни не выходила за пределы довольно узкого круга, который составляли писатели, художники, деятели искусства, входившие в пражскую группу, либо стоявшие на позициях нового искусства. Произведения Ф. Кафки отразили тот глобальный сдвиг, который произошел в художественном сознании в XX веке и был порожден социальными потрясениями времен войн, революций и изменением кардинальных представлении о месте человека в мироздании.

Повествовательную манеру Ф. Кафки отличает необычайное внимание к детали, удивительная осязаемость вещи, стремление максимально точного выражения мысли, отмеченное мучительным поиском адекватного словесного воплощения. Ясный, точный, напоминающий канцелярский язык произведении Кафки полностью подчинен задаче выражения абсурдности бытия, воспроизведению порою кажущихся фантасмагоричными событий.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Вы сейчас читаете сочинение Модернистские варианты в литературе германии 50 х годов хх века
?