Мировая литература хх века
Мировой литературный процесс ушедшего столетия — явление чрезвычайно сложное и многоплановое, не поддающееся целостному, всестороннему анализу. В современном литературоведении существует несколько трактовок литературного процесса 20 века. Разногласия ученых касаются даже вопроса о том, Когда начался 20 век в литературе . По мнению одних историков литературы, художественные тенденции, определившие путь дальнейшего развития мировой литературы, сложились уже на рубеже 1860 — 1870-х гг., когда в Европе заявили о себе поэт-новатор Шарль
По мнению других литературоведов, точкой отсчета в истории литературы 20 века следует считать начало 1910-х гг., т. к. это было время смелых экспериментов во всех областях искусства: в живописи (Пабло Пикассо), в музыке (Морис Равель), в театре (Макс Рейнгардт), в кино (Дэвид Гриффит), в литературе (Марсель Пруст, Франц Кафка, Андре Жид, Гийом Аполлинер и др.). Кроме того, 1910-е гг. печально знамениты в истории тем, что в это время в Европе шла Первая мировая война, значительно изменившая многие устоявшиеся
Формирование нового мироощущения объяснялось следующими факторами. До начала 20 века считалось, что человечество идет по пути прогресса и что духовному потенциалу личности еще предстоит раскрыться. Однако исторические катаклизмы привели к разрушению всяких иллюзий. «Переоценке ценностей» (выражение Фридриха Ницше) в глобальном масштабе способствовали и Научные открытия (исследование клеточного ядра, теория относительности Эйнштейна, психоанализ Фрейда, геометрия Лобачевского и т. д.), расширившие горизонты познания.
Приметой времени стал сопутствующий научным открытиям Технический прогресс: никогда прежде техника не развивалась так стремительно. В 1895 году был изобретен беспроволочный телеграф, в 1896 — кино, в первое десятилетие 20 века появились метро, радио, телефон. Если в начале 20 столетия автомобиль и радио были чудом, то уже через полвека никого не удивляли полеты в космос, ядерное оружие, телевидение и генная инженерия.
Все это явилось мощным стимулом для развития такого направления, как научная фантастика. Именно в первые десятилетия 20 века появляются классики научной фантастики: Герберт Уэллс, Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Жюль Верн, Александр Беляев.
К научной фантастике примыкает появившийся в 20 веке жанр антиутопии, явившийся следствием политических потрясений. Примечательно, что первопроходцем жанра стал русский писатель Евгений Замятин, написавший в 1920 году роман «Мы» на стыке фантастики и антиутопии, хотя сам термин «антиутопия» был введен английским философом Джоном Миллем в 1868 году. В 1930-1950-е годы жанр антиутопии становится популярным и в Европе: Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл, Рэй Брэдбери.
Одна из характерных черт литературного процесса 20 века — его Крайняя раздробленность. Именно в 20 веке стали разделять литературу на элитарную и массовую, мужскую и женскую, реалистическую и модернистскую. Последняя, в свою очередь, поражала пестротой методов и направлений: футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, дадаизм, абсурдизм, концептуализм — таков далеко не полный перечень модернистских и постмодернистских направлений и методов.
Модернисты решительно отказались от традиционных форм искусства и от оптимистического отношения к миру. Реализм 20 века — явление тоже неоднородное. Уже в начале столетия выделяли такие Разновидности реализма, как натурализм, неоромантизм, социалистический реализм, мифологический реализм.
20 век не создал какого-либо главенствующего направления в литературе, но внес в нее необратимые изменения. Это выразилось в географии литературного процесса, а также в понимании того, что есть литературный герой и художественная правда. В 20 веке произошло резкое расширение пространственных границ литературы: писатели с мировыми именами стали появляться в так называемых «третьих странах» — Колумбии, Бразилии, Исландии, чего не было прежде. Изменилось представление о том, что такое литературный герой и что такое художественная правда, расширилось понятие реальной действительности. Мир, изображаемый в литературе, потерял какие-либо законченные формы: он стал раздробленным, невыстроенным, разнородным, в таком мире невозможно надеяться на постижение истины, на гармоничное бытие.
Поэтому вместо поиска истины литература обрела иную задачу — Найти множество возможных интерпретаций общественных и духовных явлений.