Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Горького «На дне»
Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека. М. Горький.
На дне Публика сразу и безоговорочно приняла замечатель-ную пьесу М. Горького «На дне». Этот невероятный успех можно объяснить глубиной идейного содержания, освещением острых социальных вопросов в этой пьесе, героями которой впервые в литературе и в драматургии стали босяки — в том виде, в каком изобразил их Горький.
«На дне» жизни мы встречаемся не с жалкими и бесполезными, никчемными людьми, какими их привыкли изображать, ас людьми гордыми,
Некоторые из героев пьесы не всегда принадлежали миру отверженных, у которых отнята вера в лучшую жизнь, человеческое достоинство. Теперь все самое ценное у них сосредоточено в прошлом, в воспоминаниях, им есть куда оглянуться.
Так, например,
Сатин — умный человек, образованный, вероятно, раньше у него была более содержательная жизнь, но теперь он тоже — один из опустившихся.
Но многие герои пьесы не имеют ни в памяти, ни в | сердце ничего светлого, доброго при возвращении к прошлому. Кажется, что жизнь вора Васьки Пепла, проститутки Насти, даже сестры хозяйки Наташи всегда была такой же безрадостной, суровой, ужасной, как сейчас. Однако всякому человеку очень трудно жить на свете без веры, и поэтому босяки знакомой нам ночлежки ищут надежду и утешение в иллюзиях о возможном будущем.
И здесь одну из определяющих ролей играет странник, прохожий старичок Лука. Кто он, откуда появился — никто не знает. Но он старается по-своему помочь героям пьесы, поддерживает в них надежды и copyright