Мифологическая основа комедии Б. Шоу «Пигмалион»
Творческое наследие величайшего английского драматурга конца XIX — начала XX ст., лауреата Нобелевской премии в области литературы в 1925 г. Бернарда Шоу насчитывает свыше пятидесяти пьес. Эти произведения разнообразны по жанрам и тематике, но все они объединены новаторским методом, что дает основание называть Шоу реформатором английского театра. В конце XIX ст. в Англии театральный репертуар пленили «хорошо сделанные» драмы с сентиментально-любовным сюжетом и счастливой развязкой. их авторы, избегая важных проблем, ставили себе целью
Комедия
Генри Хиггинс, известный фонетист, поспорив, берется за три месяца «изваять» из уличной цветочницы Элайзы Дулитл леди. Язык, как известно, отображает уровень мышления человека, передает содержание его внутреннего мира. Чуткий к слову, Хиггинс по особенностям языка человека способен с удивительной точностью определить многое из его биографии. Ему достаточно было нескольких фраз Элайзы, чтобы прийти к выводу, что она принадлежит к наибеднейшей прослойке общества. Хиггинс знал, что контраст между «уличной девчонкой» и благородной публикой обусловлен лишь воспитанием, манерами, языком, поэтому и берется за такое странное дело. Обучение Элайзы закончено за короткое время, благодаря ее исключительным способностям. Тем не менее, будущее девушки неопределенное. Она уже не может жить по-старому, не может снова продавать цветы на улицах, но и остаться в доме профессора тоже не хочет. Элайза ощутила себя личностью, в конце пьесы она говорит с Хиггинсом как равная.
Берясь за эксперимент, Хиггинс меньше всего думал об Элайзе. Для него было главное — довести эффективность своего метода обучения. И когда, спало напряжение нескольких месяцев беспрерывной работы, и больше не было потребности в присутствии девушки в доме профессора, отданный науке ученый, который не обращал на женщин никакого внимания, с удивлением понял, что не может вообразить свою жизнь без Элайзы. В пьесе Шоу состоялся обратный мифу процесс преобразования закаменелого ученого в человека. Простая девушка-цветочница заставила зазвучать в душе аристократа Хиггинса те струны, о которых он даже и не догадывался. В отличие от античного мифа, в котором Пигмалион сам создал прекрасную Галатею, герой Шоу лишь шлифует личность, которая постепенно изменяет не только себя, а и своего преобразователя. Конец «Пигмалиона» также неожиданный. Зритель ожидает свадьбу. И действительно, все герои пьесы под занавес отъезжают на венчание, но не Элайзы с Хиггинсом, этим новейшим Галатее и Пигмалиону, а отца Элайзы и ее мачехи. Что будет дальше с главными героями, автор оставляет решать самому зрителю. Читатель же может узнать из послесловия, как Элайза выходит замуж за Фредди, но дружеские отношения с Хиггинсом и Пикерингом не прекратятся и после ее замужества.
Первая постановка пьесы в начале 1914 г. имела громкий успех. С того времени «Пигмалион» обошел все ведущие театры мира и пользуется неизменным сценическим успехом.