Место Островского в русском литературном процессе



Что собой представляет русская драматургия до Островского? “Драматическая русская литература представляет собою странное зрелище, – писал Белинский в 1845 году. – У нас есть комедия Фонвизина, “Горе от ума” Грибоедова, “Ревизор” и “Женитьба” Гоголя – и, кроме них, нет ничего, решительно ничего хоть сколько-нибудь замечательного, даже сколько-нибудь сносного”.

В 40-е гг. ХIХ в. на сцене процветали напыщенные мелодрамы (драматическое произведение, в котором неправдоподобные ужасы сочетаются с преувеличенной чувствительностью,

а герои – либо злодеи, либо образцы добродетели), бессодержательные водевили (одноактная комическая пьеса легкого содержания, сопровождаемая песнями и танцами). В 1849 г. молодой драматург А. Н. Островский написал пьесу “Свои люди – сочтемся!”.

Н. А. Добролюбов, признавая необычайный талант Островского, писал: “Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны”. Пьесы Островского, – писал критик, – “это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название “пьес

жизни”.

Поведение действующих лиц в пьесах Островского определяется их общественным и семейным положением, каждый обладает своими индивидуальными чертами, которые проявляются в том, как он воспринимает свое общественное и семейное положение, как действует в данных типических обстоятельствах. Индивидуальность и типичность героев Островского раскрывается не только в их поведении, но и в речи. Драматург с необыкновенным мастерством характеризует людей с помощью диалога.

Островский – замечательный мастер композиции драматического произведения. В первом действии – экспозиции драмы – знакомит зрителя с предшествующими событиями и сложившимися взаимоотношениями между действующими лицами. После представления экспозиции действие развивается во все нарастающем темпе и приходит к естественной развязке.

При этом драматург заставляет своего героя вступать в контакт с разными лицами, и каждая такая встреча делает данную развязку все более неминуемой.

Для повышения сценичности пьес Островский умело использует приемы контраста, сочетает драматические и комические моменты. Важным фактором является также выбор места действия. Островский часто выносит действие из помещения на улицу, вводит случайного прохожего, толпу горожан.

Социально острая и психологическая драма Островского явилась большим завоеванием в истории театра.

Л. Н. Толстой назвал Островского “общенародным писателем”. Действительно, творчество драматурга близко широким кругам народа. В своих произведениях Островский изобразил все слои русского общества, дал реалистичную картину русской жизни 40-80-х годов ХIX века, а в исторических пьесах показал далекое прошлое нашей Родины. Наряду с драматургическим творчеством Островский много времени и сил уделял общественной деятельности.

Он был создателем “Артистического кружка”, “Общества русских драматических писателей”, постоянно помогал молодым драматургам, руководил постановкой своих пьес в Малом театре, занимался воспитанием артистов. Им написано большое число статей, писем, проектов и предложений, касающихся репертуара русской сцены и пересмотра законов и положений о театре.

Он боролся с наплывом пошлых, безыдейных пьес с способствовал становлению русского драматического искусства. Островский всю жизнь мечтал основать русский народный театр. Особенно заботливо относился Островский к Малому театру. “Московская сцена, – писал он, – должна быть рассадником, национальной школой искусства для русских артистов и для русской публики”.

Ни до, ни после Островского, ни один драматург России не устанавливал с театром таких тесных контактов.

Малый театр, основанный в 1824 г. – особый театр. Его принято называть “вторым московским университетом”. Часто можно было услышать: “В Москве два университета – на Моховой (МГУ) и на Театральной”. “Мы учились в университете, а воспитывались в Малом театре”.

Так мог сказать о себе и А. Н. Островский. С гимназических лет он стал завсегдатаем Малого театра. Он писал о себе: “Я знал Московскую труппу с 1840 года. ” Имеет большое значение и другой факт: Малый театр первым обратился к драматургии запрещенного автора (в 1853 году была поставлена комедия “Не в свои сани не садись”, которая прошла с большим успехом).

За Малым театром закрепилось название “Дом Островского”. Сюда он приходил ежедневно. Свои новые пьесы автор обязательно читал артистам сам, тем самым он задавал исполнителям верный тон.

Островский был режиссером-постановщиком своих пьес; он распределял роли, сам проводил репетиции с актерами, воспитывал в них новую исполнительную культуру. “Школа естественной и выразительной игры на сцене, которою прославилась московская труппа и которой представителем в Петербурге был Мартынов, образовалась одновременно с появлением моих первых комедий и не без моего участия”.

Это признание драматурга объясняет, почему именно здесь, у входа в Малый театр, установлен памятник А. Н. Островскому (скульптор Н. А. Андреев, 1929 г.). А. Н. Островский изображен сидящим в кресле, в знакомом по портрету Перова просторном халате на беличьем меху. В руках записная книжка, карандаш.

Печать глубокой сосредоточенности лежит на всем облике драматурга. Погруженный в глубокие раздумья, он каждый вечер встречает зрителей, которые приходят в “Дом Островского”. Многие актеры своим подлинным творческим рождением обязаны А. Н. Островскому.

Это Александр Евстафьевич Мартынов (1816-1860)- один из лучших комических актеров; Ольга Осиповна Садовская (1846-1919) – выпускница Артистического кружка, ученица Островского, одна из лучших актрис Малого театра; Любовь Павловна Косицкая (1827-1868) и др.

В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Но приняться за эту работу он не успел: 14 (2) июня 1886 г. драматург скончался.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Место Островского в русском литературном процессе