01 Авг 2019
Маяковский певец своего времени
Каждый век нуждается в собственном по —
эте, который сделал бы «боль времен своею
собственною болью». Таким поэтом своего вре —
мени был Маяковский. Ему досталось начало
XX века, века колоссальных общественных
противоречий и потрясений.
В юности В. Маяковский был связан с
футуристами, но он пошел дальше своих со —
братьев по перу, сумел раздвинуть рамки
своего творчества, чтобы стать на голову вы —
ше всех.
После революции имя М. Горького стало
символом буревестника революции. Блок
хи», услышавший музыку революции, В. Ма —
яковский вошел в нашу культуру поэтичес —
ким знаменосцем Октября.
Каждый поэт рано или поздно дает оценку
своему творчеству. И В. Маяковский верил,
что его поэзия будет нужна народу. Многие не
понимают поэта, считая его не более чем по —
литическим пропагандистом. Сам Маяковский
утверждал обратное.
«Мой стих громаду. лет прорвет и явится
весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел во —
допровод, сработанный еще рабами Рима», —
писал поэт в поэме «Во весь голос».
предопределял значение своей поэзии для
русского народа.
Вопрос о роли и месте искусства издав —
на волновал В. Маяковского. В стихотворении
«Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) он
продолжает традиции разговора о литературе,
о ее месте в жизни общества, о ее гражданст —
венности. В. Маяковский пишет:
Гражданин фининспектор!
Простите за беспокойство.
Спасибо…
не тревожьтесь…
я постою…
У меня к вам
дело
деликатного свойства:
о месте
поэта
в рабочем строю.
В. Маяковский был сложной, противоре —
чивой натурой, но он был настолько глубок в
своих сомнениях и прозрениях, что рядом в
ту пору по силе идеи, выраженной в стихах,
поставить было некого.
Многие поэты, не приняв революции, уе —
хали в другие страны, иные творили в более
интимном, узком масштабе. Даже Есенин,
певец тончайших оттенков человеческой ду —
ши, не смог понять всего размаха происходя —
щих событий. Наш современник Евтушенко
сказал очень точно, что поэт в России боль —
ше, чем поэт. Это полностью можно отнести
к Маяковскому.
Как он хотел быть понятым!
В своей предсмертной поэме «Во весь го —
лос», которую Маяковский не успел закон —
чить, он писал: «Я к вам приду в коммунис —
тическое далеко, не так, как песенно-есенин —
ский провитязь. Мой стих дойдет через
хребты веков и через головы поэтов и прави —
тельств».
Сразу после его похорон Марина Цветае —
ва писала: «Боюсь, что, несмотря на народные
похороны, весь плач по нем Москвы и России,
Россия до сих пор не поняла, кто ей был дан
в лице Маяковского». И это писала Марина
Цветаева, далекая от В. Маяковского по своей
поэтике и мировоззрению.
Поэма «Во весь голос» — это политичес —
кая декларация, это рассказ о времени и о
себе, обращенный в будущее. В пору работы
над поэмой поэт готовил выставку «20 лет ра —
боты», то есть своеобразный отчет перед чи —
тателями. Поэма «Во весь голос» как бы под —
вела итог, обобщивший творческий опыт по —
эта и его размышления о поэзии.
В то время шла острая борьба различных
литературных группировок. Поэты «чисто —
го искусства» утверждали, что поэзия не
должна отражать грубую действительность,
В. Маяковского они назвали «мелкобуржу —
азным попутчиком». В поэме показаны от —
звуки идейных и эстетических столкновений
тех лет.
В. Маяковский говорит о том, что по —
эзия, прежде всего, должна служить насущ —
ным проблемам дня. Он пишет, что мог бы
строчить нежные романсы, но он приравни —
вает свое перо к орудию, потому что сейчас
нужно бороться с разной дрянью, поэтому
он «себя смирял, становясь на горло собст —
венной песне».
В. Маяковский — это удивительный поэт,
который очень тонко чувствовал время. Бу —
харин писал, что «надоело ему читать «агит —
ки» Маяковского», ведущим поэтом эпохи он
провозгласил Пастернака. Но это абсурд —
сравнивать таких разных, таких великих
и гениальных поэтов. Это все равно, что
заявить: «Толстой в литературе есть, а Чехо —
ва нет».
Каждый поэт нес свое миропонимание,
свое искусство, непохожее на других. Страш —
ный трагизм положения Маяковского в мире
непонимания приводит его к самоубийству.
Возможно, это была минутная слабость, воз —
можно, повлияла травля поэта, но 14 апреля
1930 года Маяковского не стало. Не заверше —
ны были творческие замыслы, не осуществи —
лись планы поездок и встреч с читателями,
но остались стихи Маяковского.
Да, Маяковский был партийный поэт, он
и не отрицал этого. Он искренне верил в
светлое коммунистическое будущее. Послед —
ние строки, которые он написал в поэме «Во
весь голос», четко дают представление о его
идейной направленности: «Явившись в Це Ка
Ка идущих светлых лет, над бандой поэтиче —
ских рвачей и выжиг я подыму, как больше —
вистский партбилет, все сто томов моих пар —
тийных книжек».
Теперь отношение к большевизму совер —
шенно другое. Но, не зная В. Маяковского, мы
не можем понять, почему так много светлых
умов поверили в коммунистические идеи. Не
они виноваты, что революция пошла по крова —
вому пути, по пути уничтожения своего наро —
да. Их обманули вожди.
А стихи В. Маяковского и сегодня подку —
пают своей искренностью.