Мастерство пейзажной живописи И. С. Тургенева



Важное место в произведениях Тургенева занимает изображение природы. “Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей”, – писал он. Пейзажная живопись Тургенева восхищает читателя. Толстой писал: “Одно, в чем он маетер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две-три черты, и пахнет”. Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении, гармонируя с чувствами и переживаниями человека или оттеняя их, становясь участником нравственно-психологической

коллизии.

. Тонко связывает Тургенев свои чудесные пейзажи с настроениями человека, со всем его обликом. В блеске молнии, в шуме грозы появляется суровый и замкнутый Бирюк, о котором в округе говорили как о грозе мужиков. Читаешь строки рассказа и ярко представляешь предгрозовое состояние природы: “Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели”.

А вот как передано наступление грозы: “Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями”. Автор немногословен, но его строки поразительно ярки и точны!

И вот дождь заканчивается: “Дождик перестал. В отдалении еще толпились тяжелые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где темно-синее небо, звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождем и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака”.

Тургенев тонко подмечает детали: дорога была пыльная, на пути встретился овраг, затем сухой ручей, весь заросший лозняками, густые кусты орешника, твердые корни столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшие глубокие продольные рытвины – следы колес, мокрый папоротник и крапива.

Если гость Бирюка “ничего не слышал, кроме шума листьев”, то Бирюк чутким ухом в ночной тишине услышал, что ” в лесу шалят ” – кто-то рубит деревья, и безошибочно пришел на это место.

Только человек, который очень любит и знает природу, мог подметить такие детали. И у Тургенева это получилось замечательно – если писать пейзаж по его рассказу, то сделать это будет совсем нетрудно, так подробно передал все автор!



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)

Вы сейчас читаете сочинение Мастерство пейзажной живописи И. С. Тургенева