Маленькая трилогия Чехова “Человек в футляре”



“На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники” – Иван Иваныч и Буркин. Мужчины не спали, рассказывая разные истории. Разговор зашел об одиноких людях, “которые, как рак-отшелышк или улитка, стараются уйти в свою скорлупу” .

Буркин вспоминает историю учителя греческого языка Беликов. Тот отличался тем, что в любую погоду всегда выходил на улицу в калошах, с зонтиком и в теплом пальто на вате. Для каждой вещи у Беликова был свой чехол – и для зонта, и для часов, и для

перочинного ножа, даже лицо его, “казалось, тоже было в чехле”. потому что он “прятал его в поднятый воротник”. носил очки. “У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр <…> от внешних влияний” .

Даже его предмет – “мертвые языки”. был для учителя своеобразным способом убежать от действительности.

Для Беликова были понятны только те газетные статьи, в которых что-то запрещалось. Любое отступление от правил вызвало в нем уныние, а любимым его выражением было “как бы чего не вышло”. Своей мнительностью

и осторожностью учитель угнетал весь город.

У Беликова была странная привычка – он ходил по квартирам учителей, сидел там молча и уходил, считая такие визиты своей “товарищеской обязанностью”. Беликов был соседом Буркина, поэтому рассказчик знал, что дома у “человека в футляре” тоже “ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, и – ах, как бы чего не вышло!” .

Однако Беликов, несмотря на свой характер, едва не женился. К ним в школу назначили нового учителя истории и географии – Михаила Саввича, который приехал вместе с сестрой Варенькой, смешливой женщиной, певуньей. Как-то, на именинах у директора, видя Варю и Беликова рядом, учителям пришла мысль, что “хорошо бы их поженить”. Все начали убеждать учителя в необходимости жениться. Варя тоже была не прочь выйти замуж и оказывала Беликову “явную благосклонность”. Решившись на брак, Беликов все чаще бывал у Коваленок, но делать предложение откладывал, делясь с Буркиным своими опасениями по поводу того, что у Вари слишком бойкий характер, а “брак вещь серьезная” .

Брат Вари с первого же дня возненавидел учителя греческого, дав ему название “глитай абож павук”. но их отношениям не препятствовал.

Однако все перевернул один случай. Какой-то проказник нарисовал карикатуру с надписью “влюбленный антропос”. изобразив Беликова и идущую с ним под руку Варю. Рисунок при неясных обстоятельствах оказался у всех учителей, чиновников и у самого Беликова. “Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление”. Однако когда, выходя из дома, учитель увидел Коваленко и Варю на велосипедах, он был омрачен еще сильнее, так как считал, что ездить на велосипеде женщинам и преподавателям гимназии не прилично.

На следующий день Беликов чувствовал себя нехорошо и даже впервые ушел с занятий.

Вечером он отправился к Коваленкам, где застал только брата. Беликов пытался объяснить, что кататься на велосипедах неприлично, чем только разозлил Михаила Саввича. И, когда учитель греческого пообещал доложить о содержании их разговора директору, Коваленко не выдержал и спустил Беликова с лестницы.

Как раз в это время в дом вошла Варя с двумя женщинами. Решив, что Беликов упал сам, она не удержалась и громко захохотала. Мысль о том, что о случившемся узнает весь город была настолько ужасна для учителя, что он, “вернувшись к себе домой, <…> лег и уже больше не вставал”. Через месяц Беликов умер. Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было приятное и кроткое, “точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет”. После его смерти все испытали облегчение. Вскоре “жизнь потекла по прежнему”. “не стало лучше” .

Буркин закончил свой рассказ. Иван Иваныч, размышляя над историей Беликова, произносит: “А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт – разве это не футляр?” .

Заключение

В рассказе “Человек в футляре” Чехов впервые обозначил одну из ведущих тем своего творчества – тему “футлярности”. По мнению автора, это социальное явление отражается в боязни окружающего мира, мнительности, робостью перед чем-то новым и нежеланием это новое пускать в свою жизнь, ведь “как бы чего не вышло”. На примере Беликова автор в гротескной форме обличает все недостатки “футлярности” и показывает, что она ведет только к деградации и опустошению личности.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Маленькая трилогия Чехова “Человек в футляре”
?