Любовь или неспособность выстоять в мире золотого тельца

Пьеса «Бесприданница» написана в конце 70-х годов XIX века. Это было время торжества нуворишей — разбогатевших купцов. Все большее влияние на людей оказывали деньги, заслонившие подлинные ценности. Трагические последствия этого мы видим, обращаясь к судьбе главной героини драмы.

Лариса — мягкая, чистая девушка. Она способна прежде всего чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом — певческим и музыкальным.

Лариса никак не может понять, что в обществе, где она, по воле матери, должна вращаться, все определяют деньги.

Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит ее в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова. Лариса думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его.

Героиня бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить все, товаром становится ее красота, о чем девушка до поры даже не подозревает. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хваткой «миллионщиков» из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль, не случайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Лариса

верит, что ее возлюбленный — человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами.

Она прямо заявляет своему жениху, мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все. Сергей Сергеич.

Это идеал мужчины». Критически взглянуть на Паратова Лариса не в состоянии, между тем Сергей Сергеич — вовсе не тот идеальный человек, каким представляет его влюбленная девушка. Даже так поразивший Ларису эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в мишень, которую она держала в руке, говорит просто о бахвальстве, ради которого Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей и чужой жизнью. В финале героиня прозревает.

Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева.

Сергей Сергеич публично утешает ее жениха. Девушка окончательно разочаровывается в Юлии Капитоныче и говорит Паратову: «У меня один жених: это вы». Разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит Ларису по-своему, но пытается уверить Огу-далову, что его страсть к ней была лишь минутным увлечением, и признается, что вынужден был жениться на нелюбимой женщине ради большого наследства. На самом деле «идеальный мужчина» Сергей Сергеич превосходно все сознавал и точно рассчитывал свои действия.

Лариса для него только красивая вещь, игрушка, которую вдруг отнял какой-то ничтожный Карандышев.

Паратов решил поставить Юлия Капитоныча на место. В последнем же разговоре с Ларисой Сергей Сергеич выступает в роли не пылкого влюбленного, а вполне рассудительного человека. Он даже не соизволил, дабы не компрометировать себя, проводить потрясенную девушку домой, спокойно передоверив эту миссию пьянице и бездельнику Робинзону.

А ведь проводи ее Паратов до дому, Лариса избежала бы гибели от пули Карандышева.

Нет, не любил ее тот, за Кем она была готова безоглядно идти и в огонь и в воду. Для Паратова девушка, действительно, только мимолетное увлечение. И все-таки не разочарование в былом возлюбленном губит несчастную бесприданницу.

К трагической развязке приводит осознание Ларисой того, что все вокруг рассматривают ее как дорогую красивую вещь, которую можно купить.

Она произносит горькие слова: «Вещь. да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину».

Когда Лариса предупреждает Паратова: «Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга.

Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге — выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет», она еще всерьез не думает о самоубийстве. Слова о Волге и саде призваны скорее напугать возлюбленного, заставить его принять наконец решение, как казалось Ларисе, благоприятное для нее.

Но когда Кнуров предлагает ей стать содержанкой, со значением подчеркивая: «Для меня невозможно мало», мысли о смерти становятся реальными.

Лариса размышляет: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко. Ах, что я. да ведь и мне ничто не мило, и мне жить незачем!

Что ж я не решаюсь?

Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? Ах, нет, нет.

Не Кнуров, роскошь, блеск.

Нет, нет. я должна от суеты. Разврат. ох, нет. Просто решимости не имею.

Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить. Когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная..

Кабы теперь меня убил кто-нибудь.

Как хорошо умереть. Пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть.

Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне. Хворать долго, успокоишься, со всем примиришься, всем простишь и умрешь.

Ах, как дурно, как кружиться голова».

А тут Карандышев рассказывает невесте, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как дорогую вещь. Вынести такое унижение Лариса уже не в состоянии. Покровительство Юлия Капитоныча для нее оскорбительно.

Зато этот человек, для которого жена, вхожая в круг местных миллионеров, должна была стать средством преодоления собственного комплекса неполноценности, помогает Ларисе, сам того не сознавая, осуществить сокровенное желание: «Кабы теперь Меня убил кто-нибудь. » Героине претит жизнь в мире наживы, она хочет сохранить чистоту, уйти, не запятнав души и тела развратом, не сделав собственную красоту товаром. Это, а не несчастная любовь к Паратову, заставляет Ларису искать смерти. И за минуту до смерти она проявляет подлинное благородство, спасая своего убийцу от суда.

Лариса убеждает столпившихся вокруг нее Паратова, Кнурова, Вожеватова — главных действующих лиц драмы и истинных виновников ее гибели: «Это я сама. Никто не виновен, никто. Это я сама». Паратова, наконец, прорывает.

Сохранив остатки былого чувства к Ларисе, он иступленно кричит поющим цыганам: «Велите замолчать!

Велите замолчать!». Но умирающая ему и остальным нисколько не верит. У нее еще хватает сил с иронией оспорить паратовское распоряжение: «Нет, нет, зачем.

Пусть веселятся, кому весело, кому весело. Я не хочу мешать никому. Живите, живите все!

Вам надо жить, а мне надо. умереть.

Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь. вы все хорошие люди. » И заканчивая глубоко искренним признанием: «Я вас всех. всех, люблю», посылает последний поцелуй. А веселье продолжается, и венчает пьесу «громкий хор цыган». Ларисе на этом празднике жизни места так и не нашлось.

И обвиняет она прежде всего саму себя, за то что долгое время терпела «цыганский табор», что позволила превратить себя в вещь, игрушку. Судьба Ларисы — один из многих примеров драмы «горячего сердца» в мире чистогана и грубого расчета. Там, где вместо «души арифметика», никому не нужны искренние чувства.

Любовь и деньги несовместимы.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Любовь или неспособность выстоять в мире золотого тельца