Литературный процесс барокко



Барокко (от итал. barocco – причудливый, странный; от португ. perola barocca – жемчужина неправильной формы) – главный стиль в искусстве и литературе Европы в первой половине 17 века, для которого характерно не подражание действительности, а Воссоздание новой действительности в более причудливой, усложненной художественной форме.
Точного определения “барокко” не существует, однако писатели, работавшие в этом направлении, назвали это направление “болезненным дитя, рожденным от урода-отца и красавицы-матери”, т. е. барокко соединило

в себе черты прекрасной эпохи античности (воскресшей в период Возрождения) и мрачного средневековья.

Для литературы барокко 17 век – это время не только интенсивного формирования, но и расцвета. Особенно ярко барокко проявилось в литературе тех стран, где дворянские круги взяли верх над буржуазией (Италия, Германия, Испания), т. е. знать стремилась окружить себя блеском, славой и воспеть свою мощь и свое величие с помощью литературы, убедить читателя в своем превосходстве и великолепии, в утонченности и избранности. Именно поэтому для литературы барокко характерна Повышенная экспрессивность и эмоциональность,

и писатели видят свою задачу в том, чтобы поразить и ошеломить читателя.

Это приводит к тому, что распространенными мотивами барокко становятся землетрясения, извержения вулканов, морские штормы, бури и наводнения, т. е. природа изображается в ее хаотичном, угрожающем обличье.

В культуре барокко Весь мир воспринимается как произведение искусства, поэтому наиболее распространенными становятся такие метафоры, как “мир-книга” и “мир-театр”. Представители барокко считали, что реальный мир – это всего лишь иллюзия, сон (драма Педро Кальдерона “Жизнь есть сон”), а его предметы – это символы и аллегории (иносказание), требующие истолкования.

Вообще в литературе барокко оптимизм людей эпохи Возрождения сменяется пессимизмом, и характерным становится обостренное ощущение трагичности и противоречивости мира. Представители барокко начинают охотно обращаться к теме непостоянства счастья, шаткости жизненных ценностей, всесилия рока и случая. Понятие диссонанса стало основополагающим в литературе барокко. Восторженное преклонение перед человеком и его возможностями, свойственное эпохе Ренессанса, сменяется изображением испорченности человека, двойственности его природы, непоследовательности его поступков. Также писателей, художников и скульпторов привлекают Темы кошмаров и ужасов, и с этим нередко связан образ Бога.

Это объясняется тем, что скептическое отношение к религии сменяется религиозной исступленностью и фанатичностью (П. Кальдерон “Поклонение кресту”). Бог становится мрачной, жестокой и беспощадной силой, а тема ничтожности человека перед этой силой становится центральной в искусстве барокко.

Отношение представителей барокко к миру как к книге многозначных символов определило основные эстетические принципы данного направления и повлияло на стиль создаваемых произведений. Писатели тяготели к пышной образности, причем образы сливались один с другим и строились преимущественно на основе сложных метафор. Большое внимание начинает уделяться графической форме стиха, создаются “фигурные” стихотворения, строки которых образуют рисунок в виде сердца или звезды.
Особенно писателей привлекает Прием контраста. Они смешивают комическое и трагическое, чувственное и рациональное, прекрасное и безобразное. В поэзии приветствуется использование оксюморонов (соединение несоединимых понятий) и парадоксальных суждений:

Во имя жизни – не спеши родиться.
Спеша родиться – умереть спеши.
(Луис де Гонгора)



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Литературный процесс барокко