Литературные направления и течения реализм



РЕАЛИЗМ (от латинского realis – вещественный, действительный) – метод (творческая установка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира. Нередко термин “реализм” употребляется в двух значениях: 1) реализм как метод; 2) реализм как направление, сформировавшееся в XIX веке. И классицизм, и романтизм, и символизм стремятся к познанию жизни и по-своему выражают реакцию на нее, но только в реализме верность действительности

становится определяющим критерием художественности. Это отличает реализм, например, от романтизма, для которого характерно неприятие действительности и стремление “пересоздать” ее, а не отобразить такой, какая она есть. Не случайно, обращаясь к реалисту Бальзаку, романтик Жорж Санд так определила разницу между ним и собой: “Вы берете человека таким, каким он представляется вашему взору; я же чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть”.

Таким образом, можно сказать, что реалисты изображают действительное, а романтики – желаемое.

Начало формирования реализма принято

связывать с эпохой Возрождения. Для реализма этого времени характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет) и поэтизация человеческой личности, восприятие человека как царя природы, венца творения. Следующий этап – просветительский реализм. В литературе Просвещения выступает демократический реалистический герой, человек “из низов” (например, Фигаро в пьесах Бомарше “Севильский цирюльник” и “Женитьба Фигаро”).

Новые типы романтизма появляются в XIX веке: “фантастический” (Гоголь, Достоевский), “гротескный” (Гоголь, Салтыков-Щедрин) и “критический” реализм, связанный с деятельностью “натуральной школы”.

Основные требования реализма: соблюдение принципов народности, историзма, высокой художественности, психологизма, изображение жизни в ее развитии. Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социальных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма – соотношение правдоподобия и художественной правды.

Правдоподобие, правдоподобное отображение жизни очень важно для реалистов, но художественная правда определяется не правдоподобием, а верностью в постижении и передачи сущности жизни и значительностью идей, высказанных художником. Одной из важнейших особенностей реализма является типизация характеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного). Убедительность реалистического характера напрямую зависит от степени индивидуализации, достигнутой писателем.

Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип “маленького человека” (Вырин, Башмачки н, Мармеладов, Девушкин), тип “лишнего человека” (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип “нового” героя (нигилист Базаров у Тургенева, “новые люди” Чернышевского).



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Вы сейчас читаете сочинение Литературные направления и течения реализм
?