Лирический герой Лермонтова
Лермонтов начинал как романтик, подражал в стихах Пушкину и Байрону. Он позаимствовал многие пушкинские образы, но развил их совершенно особенным образом, отличным от манеры Пушкина.
Каков лирический герой Лермонтова? Как и для всех поэтов в целом, это поэтический образ, в котором можно увидеть три начала: тот, кто чаще всего называет себя в стихотворениях (лирическое «я»); образ, проходящий через всю лирику поэта; отражение личности самого поэта (но вовсе не тождественно равное самому поэту). Между лирическим героем и личностью самого
В стихотворении «Узник» (1837) лирический герой выступает в роли узника, мечтающего о свободе:
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня.
Герой поэзии Лермонтова смел и вольнолюбив, он жаждет нового, он романтик. Но увлечение романтизмом — отражение не жизненного, а духовного
Лирический герой Лермонтова уникален. Он удивительно цельный, это единая личность, проходящая через всю лирику поэта. Не каждый поэт может похвастаться этим, даже у Пушкина лирический герой меняется на протяжении творческого пути.
Мир лирического героя Лермонтова составляет постоянная и напряженная борьба полярно противоположных начал:
он мечтает о свободе, но в тоже время говорит о ее отсутствии; он хотел бы любить, но любовь трагична; хотел бы почувствовать единство с миром, а вместо этого бросает вызов обществу; хотел бы почувствовать себя частью жизни, но ощущает глубочайшее одиночество; хотел бы ощутить единство с миром природы, но понимает, что человеку нет места в ее гармонии; постоянно чувствует стремление к вере и обращается к поиску Бога, но и здесь его ждет разочарование.
Мотив одиночества очень силен в творчестве Лермонтова. Лирический герой обречен быть одиноким в любви, ведь он в ней разочарован:
Любить… но кого же. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
(«И скучно, и грустно», 1840)
Помимо любовной лирики, очень ярко тема одиночества проявляется в стихотворениях «Узник», «Листок», «Выхожу один я на дорогу» и многих других.
В стихотворении «Утес» (1841) Лермонтов сравнивает себя с одинокой скалой, выражая весь масштаб своего одиночества:
Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
Также в лирике Лермонтова часто встречается тема одиночества личности внутри целого поколения. В стихотворении «Дума» автор говорит о безыдейности, пассивности и вялости своего поколения:
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Это основные черты, характерные для лирического героя Лермонтова, который бросает вызов всему миру, находя себя лишь в борьбе и в отрицании. Мотив борьбы очень ярко проявился в стихотворении 1836 года «Парус». Парус — это символ мятущейся души лирического героя. Он сначала борется со стихией, а когда она умолкает, будто бы просит ее вернуться, как будто в борьбе с ней и заключается весь смысл его существования:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой: —
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!