Лица и маски в драме Лермонтова “Маскарад”



Пестрые силуэты, мелькающие перед глазами, смеющиеся маски, сменяющие друг друга, музыка, смех, свет. Феерия цвета и звука – такие ассоциации возникают у нас со словом “маскарад”. Чьи лица скрываются под масками? “Быть может, гордая графиня иль княжна…

И так же может быть, что эта же краса к вам завтра вечером придет на полчаса” – отвечает на этот вопрос Михаил Юрьевич Лермонтов. Яркое действо, описанное в его драме “Маскарад”, – настоящий калейдоскоп лиц людей. Вперемежку с масками они кружатся в вихре всеобщего

Веселья

– испуганные, потерянные, бледные. Они как будто потерялись среди пестрого великолепия феерического праздника, подхваченные сонмом масок, ставшие игрушками в их руках. Куда их увлекает маскарад?

Многие люди надевают маски, играя при этом какую-то роль, – как и некоторые из героев драмы Лермонтова “Маскарад”. На балу они – светские люди, в игорном заведении – азартные и беззаботные кутилы. И только дома, наедине с собой, и, возможно, с самым близким человеком эти люди сбрасывают личины.

Таков Евгений Арбенин; бывший завсегдатай игорных домов, “мастак”, везучий и умелый игрок,

“любим

был часто пламенно и страстно”, он “для других сердец твердил слова любви, как няня сказку”, сам не испытывая никаких чувств. Однако он устал прятать свои истинные эмоций, скрывать их от окружающих и даже от себя. Арбенин покинул старых друзей, игроков и кутил, и решил остепениться.

Он нашел “жену, покорное созданье”, “чтоб иметь святое право уж никого на свете не любить”. Но скинув маску рядом с прекрасной девушкой, он вдруг понял, что любит ее всей душой.

Такова и баронесса Штраль. Почтенная, добродетельная вдова, гордая и неприступная светская львица – вот ее маска. Под ней же скрывается одинокая женщина, любящая молодого князя Звездича, но приличия, страх перед молвой мешают ей в этом признаться.

К тому же она понимает, что избранник ее не стоит. На маскараде, неузнаваемая под маской, баронесса прямо высказывает ему свое мнение: “Ты! бесхарактерный, безнравственный, безбожный, самолюбивый, злой, но слабый человек”. Но тогда же она признается, что любит его.

Сейчас ей гораздо легче это сделать, ведь “если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело”.

И князь Звездич тоже носит маску – маску чести или своего понятия о чести. Он горяч, азартен. В момент знакомства с ним Арбенин увидел точную копию себя самого – молодой, неопытный игрок, который спустил все до копейки, но не желает ставить на кон эполеты: “Я честью их достал, – и вам их не купить”.

Несложно понять, для чего нужны маски этим героям. Баронесса Штраль тяготится своей ролью в обществе, законы которого не позволяют ей любить. Парадокс, но маскарадный наряд, в котором она неузнаваема, не связывает ее, а наоборот раскрепощает, дает возможность хотя бы на время забыть о своем статусе, своем положении в свете.

Однако ей достает мужества скинуть все маски разом и ради спасения чести Нины, ее подруги, рискнуть собственной репутацией.

Арбенин же и вовсе тяготится масками. Однако он сильный человек, и когда, введенный в заблуждение, поверил в измену любимой жены, маска помогла ему скрыть горе. Это была личина профессионального игрока, холодного, внешне неэмоционального человека, предпочитающего “от мук не знать свободы, и чтоб никто не понял ваших мук”.

Маска определила поведение Арбенина: без нее он не смог убить Звездича, которого считал любовником Нины; с ней же хладнокровно убил жену, которую любил.

Звездич носил маску, чтобы скрыть свою слабость. Честью он прикрылся, боясь проиграть эполеты, хотя причиной отказа скорее всего были страх и неверие в себя. Однако его можно оправдать: он молод, неопытен, он еще не испробовал всех игр, которые успели смертельно надоесть Арбенину.

Звездич играет – в азартные игры, в человека чести, в любовь. Но сам, как и Арбенин, и баронесса, становится жертвой обстоятельств и воли других людей.

Кто же они, эти люди? Те, кто никогда не снимает масок, у кого их множество – на каждый случай своя. Один из таких людей – Шприх.

Вот он: “улыбка злобная, глаза… стеклярус точно, взглянуть – не человек, – а с чертом не похож”. Однако этого странного, несимпатичного человека в обществе не просто терпят, его ценят. Почему? Да ведь “человек он нужный, лишь адресуйся – одолжит”.

К тому же угодить Шприх умеет всем: он “с безбожником – безбожник, с святошей – езуит, меж нами – злой картежник, а с честными людьми – пречестный человек”. Никто не знает, каков он на самом деле. Лермонтов устами баронессы Штраль называет таких, как он, “людьми без гордости и сердца”.

Ради корысти маску друга надел Казарин. Он хочет возобновить прежние отношения с Арбениным – товарищем по кутежам и отличным партнером по карточным играм, в паре с которым можно рассчитывать на крупный выигрыш. И для этого подхватывает сплетню о его любимой жене и князе, которому он в свое время помог отыграться, и вместо того, чтобы поддержать или разубедить друга, уверяет, что в свете за добро платят злом, и “что женщине в любви? Победы новые ей нужны ежедневно”.

Этим Казарин вновь втягивает Арбенина в ту жизнь, от которой он давно отказался.

Странны и страшны маски безымянного персонажа, которого Лермонтов называет Неизвестным. Он повсюду рядом с Арбениным, но “всегда с другим лицом, всегда в другом наряде” – каждый раз в новой маске. Но что под ними? Только ненависть и желание отомстить.

Арбенина он винит во всех бедах своей неудавшейся жизни, и не всегда безосновательно. Много лет назад Евгений, уже опытный игрок, лишил его всех денег и не простил долга; у безымянного же игрока не хватило духу признаться отцу или бросить игру. И он стал Неизвестным – злым гением Арбенина с тысячью неповторимых обличий. Однако он скрывает лицо не только от своего врага.

Маску невинной жертвы он никогда не решится снять даже перед собой. Ведь это будет означать признание собственной вины и слабости. Поэтому Неизвестному легче остаться мстителем.

Но неужели все в обществе носят личины, скрывающие их чувства или намерения? Нет, есть и те у кого только одно лицо – собственное. Нина Арбенина – единственная в драме героиня без маски. Она “мила, нежна, как агнец божий”, простодушна и искренна.

Она одна и та же на балах и приемах и дома, с любимым мужем. Ее слова – это всегда выражение искренних чувств.

Именно поэтому Нина стала жертвой мира масок. Оказавшись в центре клубка интриг, она не смогла отличить маски от реальных лиц, а Арбенин, более искушенный, настроенный Казариным на циничный лад, не поверил, что видит лицо, а не личину. Парадоксально, но Нину погубило самое лучшее, что в ней было, – доверие к любимому и неумение скрывать свои истинные чувства.

Для чего же Лермонтову понадобился такой финал – убита невинная женщина, сошел с ума тот, у кого хватило силы жить без маски? Можно считать, что “Маскарад” – это драма-предупреждение о тех самых “людях без гордости и сердца”. Прикрываясь маской баронессы Штраль о людях, подобных Шприху и Неизвестному, выражает мысль автора: ты их “презираешь, а сам – игрушка тех людей”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...

Вы сейчас читаете сочинение Лица и маски в драме Лермонтова “Маскарад”
?