Лермонтовский пейзаж

«Бэле» нас восхищают правдиво нарисованные картины нравов горцев, их суровый образ жизни, их бедность. Лермонтов пишет: «Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и наткнулся на корову.

Я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака». Трудно и невесело жил народ Кавказа, угнетаемый своими князьями, а также царским правительством, которое считало их «туземцами России».

В романе. В дневнике Печорина мы часто сталкиваемся с изображением пейзажа, связанного

с определенными мыслями, чувствами, настроениями, и это помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера. Печорин — поэтичный человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит. Часто его мысли о природе как бы переплетаются с его мыслями о людях, о себе.

Печорин мастерски описывает ночь (его дневник, 16 мая) с ее огоньками в окнах и «мрачными, снеговыми горами». Иногда картины природы служат поводом для рассуждения, сравнения. Примером такого пейзажа является описание звездного неба в повести «Фаталист», вид которого приводит к размышлениям о судьбе поколения.

Высланный

в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему тоже скучной. Описание волнения моря в повести «Тамань» помогает понять душевное состояние героя. Картина, открывающаяся Григорию с площади, где должна была происходить дуэль, вид солнца, лучи которого не согревают Печорина после дуэли, — все наводит грусть.

Таким образом, мы видим, что описание природы занимает большое место в раскрытии личности Печорина. Только наедине с природой герой испытывает глубочайшую радость. «Я не помню утра более глубокого и свежего!» — восклицает он, пораженный красотой солнечного восхода в горах.

К бескрайним просторам моря, шуму волн устремлены и последние надежды Печорина. Сравнивая себя с матросом, рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига, он говорит, что скучает по прибрежному песку, вслушивается в рокот набегающих волн и всматривается в даль, покрытую туманом. Лермонтов очень любил море, его стихотворение «Парус» перекликается с романом «Герой нашего времени». Желанный «парус» ищет в море Печорин.

Ни для Лермонтова, ни для героя его романа эта мечта не сбылась: не появился «желанный парус» и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам. Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха». Дивный образ паруса — это тоска по несостоявшейся жизни.

Чудесным пейзажем открывается повесть «Княжна Мери». Печорин в дневнике пишет: «Вид с трех сторон у меня чудесный». Высоко Лермонтова оценил Чехов.

Он писал: «Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать». Язык романа «Герой нашего времени» восхищал крупнейших мастеров слова. «Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою», — говорил о Лермонтове Гоголь. Как и Пушкин, Лермонтов добивался точности и ясности каждой фразы, ее отточенности. Язык романа — это плод большой работы автора над рукописями.

Язык Печорина очень поэтичен, гибкий строй его речи свидетельствует о большой культуре, о тонком и проницательном уме. Богатство языка основывается на личном отношении Лермонтова к природе. Он писал «Героя» на Кавказе, природа вдохновляла его.

В романе Лермонтов протестует против бесцельной и бездумной жизни, на которую обречено его поколение, и пейзаж помогает нам понять внутренний мир героев.

«Герой нашего времени», но и в стихах. Так, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива. » принадлежит к шедеврам мирового искусства. Стихотворение навевает грусть: Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка. В стихотворении «Родина» те же грустные картины природы:

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек, подобные морям.

«Набег») напоминают реалистически зарисованные образы Лермонтова, из творческого опыта Лермонтова исходил и Достоевский, влияние Лермонтова сказалось на поэтической деятельности Блока, Есенина. И мне хотелось бы закончить свое сочинение словами Маяковского: «К нам Лермонтов сходит, презрев времена».



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Лермонтовский пейзаж