Лермонтовский пейзаж



“Бэле” нас восхищают правдиво нарисованные картины нравов горцев, их суровый образ жизни, их бедность. Лермонтов пишет: “Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к ее двери. Ощупью вошел я и наткнулся на корову.

Я не знал, куда деваться: тут блеют овцы, там ворчит собака”. Трудно и невесело жил народ Кавказа, угнетаемый своими князьями, а также царским правительством, которое считало их “туземцами России”.

В романе. В дневнике Печорина мы часто сталкиваемся с изображением пейзажа, связанного

с определенными мыслями, чувствами, настроениями, и это помогает нам проникнуть в его душу, понять многие черты его характера. Печорин – поэтичный человек, страстно любящий природу, умеющий образно передать то, что видит. Часто его мысли о природе как бы переплетаются с его мыслями о людях, о себе.

Печорин мастерски описывает ночь (его дневник, 16 мая) с ее огоньками в окнах и “мрачными, снеговыми горами”. Иногда картины природы служат поводом для рассуждения, сравнения. Примером такого пейзажа является описание звездного неба в повести “Фаталист”, вид которого приводит к размышлениям о судьбе

поколения.

Высланный в крепость, Печорин скучает, природа кажется ему тоже скучной. Описание волнения моря в повести “Тамань” помогает понять душевное состояние героя. Картина, открывающаяся Григорию с площади, где должна была происходить дуэль, вид солнца, лучи которого не согревают Печорина после дуэли, – все наводит грусть.

Таким образом, мы видим, что описание природы занимает большое место в раскрытии личности Печорина. Только наедине с природой герой испытывает глубочайшую радость. “Я не помню утра более глубокого и свежего!” – восклицает он, пораженный красотой солнечного восхода в горах.

К бескрайним просторам моря, шуму волн устремлены и последние надежды Печорина. Сравнивая себя с матросом, рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига, он говорит, что скучает по прибрежному песку, вслушивается в рокот набегающих волн и всматривается в даль, покрытую туманом. Лермонтов очень любил море, его стихотворение “Парус” перекликается с романом “Герой нашего времени”. Желанный “парус” ищет в море Печорин.

Ни для Лермонтова, ни для героя его романа эта мечта не сбылась: не появился “желанный парус” и не умчал их в другую жизнь, к другим берегам. Печорин называет себя и свое поколение “жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха”. Дивный образ паруса – это тоска по несостоявшейся жизни.

Чудесным пейзажем открывается повесть “Княжна Мери”. Печорин в дневнике пишет: “Вид с трех сторон у меня чудесный”. Высоко Лермонтова оценил Чехов.

Он писал: “Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать”. Язык романа “Герой нашего времени” восхищал крупнейших мастеров слова. “Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою”, – говорил о Лермонтове Гоголь. Как и Пушкин, Лермонтов добивался точности и ясности каждой фразы, ее отточенности. Язык романа – это плод большой работы автора над рукописями.

Язык Печорина очень поэтичен, гибкий строй его речи свидетельствует о большой культуре, о тонком и проницательном уме. Богатство языка основывается на личном отношении Лермонтова к природе. Он писал “Героя” на Кавказе, природа вдохновляла его.

В романе Лермонтов протестует против бесцельной и бездумной жизни, на которую обречено его поколение, и пейзаж помогает нам понять внутренний мир героев.

“Герой нашего времени”, но и в стихах. Так, стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива. ” принадлежит к шедеврам мирового искусства. Стихотворение навевает грусть: Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка. В стихотворении “Родина” те же грустные картины природы:

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек, подобные морям.

“Набег”) напоминают реалистически зарисованные образы Лермонтова, из творческого опыта Лермонтова исходил и Достоевский, влияние Лермонтова сказалось на поэтической деятельности Блока, Есенина. И мне хотелось бы закончить свое сочинение словами Маяковского: “К нам Лермонтов сходит, презрев времена”.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Лермонтовский пейзаж