Культурный кризис в молодежной среде



Особую тревогу вызывает сегодня молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье. Растет разочарование в демократических идеалах и ценностях (50% опрошенных не участвуют в выборах различных уровней), усиливается настроение безнадежности, неверия в возможность решения социально-политических

вопросов.

Несоответствие декларируемого приоритета общечеловеческих ценностей и реальной жизни ведет к разрушению нравственных оснований, правовому беспределу. Если же касаться специально культуры молодежи, то принято говорить, скорее, о молодежной субкультуре, подчеркивая тем самым в молодежи определенную стадию развития человека, который еще не дошел до высших образцов мировой культуры, а пытается где открыто, а где подспудно внести в свою среду обитания нечто свое, не всегда культуросообразное.

Со временем это проходит, как и сама молодость, но всякое поколение обязательно проходит этот этап субкультуры.

Это не значит, что у молодежи нет высоких культурных образцов классического типа. Как правило, в юношеском возрасте происходит переоценка ценностей.

А за этой фразой как раз стоит то обстоятельство, что молодой человек начинает соизмерять имеющиеся у него образцы поведения, деятельности, мышления, чувствования и т. д. со “взрослыми”, или принятыми в мировой культуре.

С распадом Советского Союза наша страна резко подверглась американизации и вошла в эпоху рыночных отношений, что вызвало пересмотр жизненных идеалов и духовных ценностей у нескольких поколений. Конечно же, наиболее заметны эти изменения у тогдашних подростков – тех, кому сейчас от 18 до 22 лет, потому что именно на качественных изменениях уровня и образа жизни после 1991 года формировались моральные ценности сегодняшней молодежи.

Надо отметить, что переход от советского общества к демократическому принес с собой свободу слова, свободу интересов, свободу мнений и действий, а также позволили каждому человеку самому выбирать свое будущее, а не идти по натоптанной дорожке.

Сегодня, с одной стороны, наблюдаются перемены к лучшему, что связано с привнесением в жизнь общества таких понятий, как демократия, отсутствие цензуры, плюрализм, свобода слова, печати, совести. С этим связано раскрепощение общественного сознания, существенная активизация социально-культурного творчества различных категорий и групп населения. Также стоит отметить и расширение количества видов и форм художественного творчества, обогащение спектра культурных начинаний за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций.

Все более широкое использование получает конкретная, порегионная, адресная поддержка различных молодежных (и не только) инициатив. Эта поддержка осуществляется в виде целевых программ федерального и локального характера. После падения “железного занавеса” стал богаче культурный обмен, исчезает чувство культурной изоляции, в общественные галереи, музеи, на выставки возвращаются многие художественные ценности, несправедливо преданные забвению.

Много говорится о том, что получило свежее дыхание система высшего образования – быть образованным человеком снова становится и модно, и выгодно, образование несет уважение и вес в обществе. Востребуется и во многом заново осваивается огромный гуманитарный потенциал русской культуры — философская, культурологическая, социологическая, психологическая, экономическая мысль, и даже в школьных учреждениях вводятся уроки культурологии, права, экономики, риторики и т. д.

Но оказалось, что за всеми этими, казалось бы, плюсами, кроется опасность морального разложения общества – уже сегодня мы можем пожинать плоды перестройки – это уровень преступности и проституции, в том числе малолетней, на несколько порядков высший, чем в 80-х годах; высокий уровень наркомании и алкоголизма среди молодежи; отсутствие интереса к науке и стремления к творческой работе.

Напрашивается вывод о том, что если перед человеком стоит серьезный жизненный выбор, то он должен быть к нему быть подготовлен, будучи образованной с детства и самостоятельной личностью. В противном случае подросток, не имеющий зародыша своей жизненной концепции, может оказаться просто вытолкнутым из семейного гнезда в нелегкую взрослую жизнь, став или жертвой современных пороков общества, или даже одним из их распространителей.

А что же формирует жизненную концепцию современного подростка? На сегодняшний день, уже раннее детство ребенка начинается с обилия всевозможных предметов современного быта: игровые приставки, телевизор, музыкальный центр, видеофильмы, компьютеры и многое другое. Некоторые родители не утруждают себя воспитанием ребенка, просто покупая ему эти современные игрушки и будучи довольными, что ребенок не отвлекает их от дел.

В итоге ребенок познает мир с экрана телевизора, где зачастую показывают насилие, секс, стрельбу и драки. Из этого пестрого набора начинает формироваться основа личности будущего человека. А в комбинации с современными игрушками вроде игровых приставок и компьютеров, развитие человека вообще может ограничиться умелым нажиманием кнопок.

Поэтому ребенка нужно как-то оградить от той грязи, которую выливает на него ежедневно взрослый мир.

Позже, когда ребенок становится подростком, он оказывается в обществе, где на него начинают влиять молодежные субкультуры: уличная, компьютерная, музыкальная и другие разнообразные субкультуры.

Хочется отметить, что культурный потенциал подростка очень сильно формируется компанией – обществом, в котором он проводит свое время. И получается так, что принятые в компании нормы, правила, способы времяпровождения формируют (может даже и несознательно) соответствующее поведение и принципы человека. Например, часто бывает, что человек и курящей компании пытается бросить курить, но появляясь в компании не может удержаться, глядя как курят его товарищи.

Весьма интересно влияние компьютерной субкультуры, которая связана не столько с компьютером, как таковым, сколько с интернетом – средством виртуального общения либо человека с человеком, либо человека с компьютером. Помимо упомянутых субкультур, в молодежной культуре существуют некоторые идеологические течения, проповедующие определенные жизненные тезисы, например: панк-культура, рок-культура, хип-хоп-культура. Такого рода движения несут в себе определенный набор моральных принципов, определяют имидж и вкусы человека, и его отношение к окружающему миру.

Говоря об отношении к учебе, современная молодежь значительно отличается от советской. Сегодняшнее образование не является обязательным, поэтому появившаяся свобода выбора поделила молодежь на тех, кто учится ради знаний, и тех – кто ради диплома. Учитывая сегодняшнее положение образования в России, у тех, кто учится ради диплома, существует возможность облегчить себе учебу покупкой зачетов и экзаменов.

Говоря о количестве желающих получить высшее образование, интересен факт, что в 91-92 годах резко снизилось число абитуриентов, и во многих ВУЗах был недобор – это объяснялось тем, что молодежь шла работать в торговлю, считая правильным решением не тратить впустую время на учебу, а зарабатывать легкие деньги. Уже к 96-97 годам поток абитуриентов начал сильно расти, и сейчас желающих поступить в ВУЗ более чем достаточно. Получилось, что жизнь показала, что больше ценится – высшее образование или стаж работы в коммерческой палатке.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Культурный кризис в молодежной среде