Кто виноват в том, что Печорин превратился в “умную ненужность”?



Чтобы ярче показать благородные чувства и стремления Чацкого, Грибоедов в свое время поставил рядом с ним подхалима Молчалина. Лермонтов же страдающему Печорину противопоставил Грушницкого, заботящегося только о том, чтобы “сделаться героем романа”, пытается “делать эффект”. Печорин одинок среди таких людей как Грушницкий, которые в молодости играют разочарованных, а под старость “делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда – тем и другим”.

Накануне дуэли, вспоминая всю свою прожитую жизнь, Печорин задумался

над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился. Отвечая, он пишет в своем дневнике: “А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные”. Но Печорин не нашел этого своего “высокого назначения”, не находит деятельности, достойной его “необъятных сил”. Он – тратит богатые силы свои на действия, которые его недостойны: разрушает жизнь “честных контрабандистов”, похищает Бэлу, добивается любви Мери, отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого. Всем, с кем он сталкивается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницкий, несчастны Вера и Мери, до глубины души огорчен Максим Максимович: сухая встреча его с Печориным заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми.

Вот оно, самое страшное противоречие: “необъятные силы души” и мелкие, недостойные Печорина поступки, он стремится “любить весь мир” и приносит людям одно лишь зло и несчастье.

Наличие благородных, высоких стремлений и мелкие чувства, владеющие душой. Жажда полноты жизни и полная безнадежность, сознание своей обреченности. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в “умную ненужность”, в лишнего человека? На этот вопрос отвечает сам Печорин: “Во мне душа испорчена светом”, то есть тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог. “Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Но дело здесь не только в дворянском обществе. В двадцатые годы из этого общества вышли декабристы. Дело в том, что Печорин – человек 30-х годов, типичный представитель своего времени.

Время это поставило его перед выбором: “или решительное бездействие, или пустая деятельность”. В нем кипит энергия, ему хочется активного действия, он понимает, что у него могло быть “назначение высокое”. Но в том и трагедия Печорина, что он так и не нашел главной, достойной его цели в жизни, потому что приложить свои силы к общественно-полезному делу в его время было невозможно.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Кто виноват в том, что Печорин превратился в “умную ненужность”?