Критический реализм в американской литературе
Несмотря на то что каждый из американских писателей имел свое лицо, собственную манеру письма, только присущие ему особенности мировоззрения и художественного метода, существовали, однако, и общие для них всех черты, сближавшие их, объединявшие их в одно большое направление — критический реализм. В условиях развивающегося империализма с его кричащими противоречиями и резкими контрастами романтизм и близкий ему «джентильный реализм» не могли охватить всего многообразия действительности. Эта задача была по силам лишь критическому
Американский реализм явился литературой общественного протеста. Писатели-реалисты отказывались принимать действительность как закономерный результат развития.
Ими утрачиваются «оптимистические аспекты», то радужное отношение к жизни, которое ограничивало реализм Хоуэллса и его последователей. Жизнь, изображаемая ими, мрачна, страшна, безысходна, уродлива. В ней царят эксплуатация, несправедливость, угнетение.
Критика складывающегося империалистического общества, изображение его отрицательных сторон становятся отличительными признаками американского критического реализма.
Появляются
Одно из первых мест начинает занимать тема разорения и обнищания фермерства (Эдгар Хоу, Гарленд, Норрис). Рождается тема капиталистического города (Фуллер, Норрис) и маленького человека, враждебного ему (Крейн). Появляется тема обличения монополистического капитала (романы Норриса «Спрут» и «Омут»).
Вырисовываются характерные признаки «трагической Америки» — темы, которая станет одной из ведущих у позднейших американских художников слова.