Крестьянская тема в литературе

Русская деревня…. Когда мы произносим слово «деревня» сразу же вспоминается старый дом, покос, запах свежескошенного сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне и их сильные руки. У многих моих ровесников есть бабушка или дедушка, которые живут в деревне. Приезжая к ним летом отдыхать, а точнее, работать, мы своими глазами видим, как трудна жизнь крестьян и насколько трудно нам, городским, приспособиться к этой жизни. Но всегда хочется приехать в деревню, отдохнуть от городской суеты.

Но порой, в наше суетливое время,

мы стараемся не замечать трудностей, возникающих в современной деревне. А ведь именно они связаны с наиболее актуальными проблемами общества — экологией и нравственным поведением человека.

Многие писатели не обошли в своем творчестве судьбу русской деревни. Одни восхищались деревенской природой, другие видели действительное положение крестьян и называли деревню нищей, а ее избы — серыми и ветхими. В советское время тема судьбы русской деревни стала чуть ли не ведущей, а вопрос великого перелома актуален и в наши дни.

Нужно сказать, что именно коллективизация и ее последствия заставила многих писателей

взяться за перо. Писатель показывает, как сильно изменилась жизнь, душа и нравственные ориентиры крестьянства после внедрения колхозов и проведение поголовной коллективизации. В повести «Матренин двор» А. И. Солженицын показывает кризис русской деревни, который начался сразу после семнадцатого года. Сначала гражданская война, затем коллективизация, раскулачивание крестьян.

Крестьяне были лишены собственности, они потеряли стимул в работе. А ведь крестьянство позже, во время Великой Отечественной войны, прокормило всю страну. Жизнь крестьянина, его быт и нравы — все это очень хорошо можно понять, прочитав произведения писателей-деревенщиков.

Крестьянский реализм (деревенская проза) — литературное направление русской прозы (60-х—80-х гг.); центральная тема — современная деревня, главный герой — крестьянин. В 20-х гг. Л. Д. Троцкий выделял в послереволюционном литературном процессе писателей, выражавших интересы и воззрения крестьянства.

Он называл этих писателей «мужиковствующими». Однако крестьянский реализм, развивавшийся полвека спустя, не совпадает с этим художественным явлением 20-х гг., потому что деревенская проза на все явления смотрит сквозь проблемы, связанные с судьбой крестьянина, прошедшего горнило коллективизации.

Деревенской прозе уделяли восторженное внимание критики, издатели, переводчики. Сам термин «деревенская проза» был введен советской критикой в конце 60-х годов ХХ века. Еще до того, как опустели полки продовольственных магазинов, до того, как коммунистическая партия издала «Продовольственную программу», писатели-деревенщики смело осудили тогда еще неприкасаемую коллективизацию. Эта социальная смелость крестьянского реализма сочеталась с его художественными достижениями (в частности, вводились в литературный обиход новые пласты народной речи, новые характеры, высокие традиционные нравственные ценности). Согласно художественной концепции этого литературного направления, крестьянин — единственный истинный представитель народа и носитель идеалов, деревня — основа возрождения страны.

Деревенщики исходили из общечеловеческих идеалов, которые только и плодотворны в искусстве. В известном смысле крестьянский реализм уникален — после середины 30-х гг. это единственное художественное направление, допущенное к легальному существованию в советской культуре рядом с социалистическим реализмом. Крестьянский реализм сформировался в самостоятельное художественное направление, которое стало развиваться параллельно социалистическому реализму, в ряде постулатов совпадая с ним.

Так, деревенской прозе, несмотря на отрицание коллективизации, была не чужда идея насильственного вмешательства в исторический процесс, а также обязательный для соцреализма поиск «врагов». В ряде других отношений крестьянский реализм расходился с социалистическим реализмом: деревенская проза утверждала светлое прошлое, соцреалисты — светлое будущее; деревенская проза отрицала многие незыблемые для соцреализма ортодоксальные ценности — осуждала колхозный строй, не считала раскулачивание социально плодотворным и справедливым действием.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Крестьянская тема в литературе