Краткое содержание «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»

По наставлению Епифания, который являлся духовным отцом Аввакуму, протопоп и написал это житие. Солнечное затмение принимали как знак Божьего неодобрения и гнева. Так, появившееся в России в 1654 году затмение считали причиной того, что Никон патриарх искажал веру.

По прошествии 14 лет Аввакума со сторонниками остригли и бросили в темницу, тогда произошло следующее затмение. Сам протопоп родился в земле Нижегородской, отец его, Петр, был священником и любил выпить, а мать Мария соблюдала посты и пребывала в молитвах. Аввакум стал серьезно задумываться

о своей душе и смерти, после того как увидел у своего соседа мертвого животного. С того времени он развил привычку молиться каждую ночь. Его отец вскоре умер, а мать женила его на Анастасии, бедной дочери кузнеца Марка, которая часто молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума. Вскоре умерла и мать.

Когда ему исполнился 21 год, его назначили дьяконом, уже через 2 года попом, а через 8 протопопом. Везде где он был, учил Божьему слову и всего у него оказалось около 500 духовных детей. Однажды к нему пришла девушка, чтобы исповедаться в блудных делах, а пока он ее слушал, зажег 3 свечи, положил руку на пламя и сам ощутил

«блудный огонь». Уже дома он стал плакать перед иконой и увидел видение, как 2 корабля из золота двух его духовных детей плыли по Волге, и среди них появился третий, разноцветный, который принадлежал ему. Один начальник забрал дочь у вдовы, а после того как Аввакум вступился за нее, начальник все же вернул ее матери, но после избил Аввакума прямо в церкви.

Еще один начальник был зол на протопопа и даже пытался его убить, но его ружье не произвело выстрела. После этого начальник просто выгнал его вместе с семьей из дома. Тогда он, взяв свою жену и новорожденного ребенка, пошел в Москву, по дороге окрестив младенца. Придя на место, ему дали грамоту чтобы он возвращался туда, откуда пришел. Вернувшись в разоренный дом, он встретил новые проблемы. Сначала он выгнал с места скоморохов и отнял у них медведей, а потом воевода Шереметьев взял Аввакума на свой корабль, но пытался скинуть его в воду, после того как протопоп отказался благословить его сына, который обрил бороду. И третий начальник ненавидел Аввакума и хотел взять его дом приступом, но уже той ночью Евфимею стало плохо и он позвал Аввакума, чтобы просить прощения. Протопоп простил его, помазал маслом и тот выздоровел, а потом вместе с женой они стали духовными его сыновьями. Протопопа стали снова гнать с его места и он снова направился в Москву.

Государь переправил его в Юрьевец-Поволский, где его встретили новые беды: на него нападали и били, пытались взять его дом приступом, тогда он опять пошел в Москву. Царь был недоволен тем, что он снова оставил свое место и оставил его жить в Москве при Казанской церкви, с протопопом Иваном Нероновым. Новый патриарх, Никон велел уменьшить число поклонов и креститься тремя перстами, что не понравилось Аввакуму, а Иван сказал, что наступило время страданий. Аввакум и Даниил решили обличить ересь Никона и написали обо всем царю, после чего Даниила и Ивана расстригли и выслали в Астрахань по приказу Никона. Аввакума же посадили на цепь в темнице, не кормили 3 дня, но потом дали тарелку щей и не смели расстричь.

Вместе с семьей его сослали в Сибирь, там его устроили служить в церкви и тут снова доносы. Дьяк Иван Струна чинил обиды и ему и дьяку Антону, а за мзду хотел покрыть грех кровосмешения. За это Аввакум проклял и стегнул его ремнем, за что родственники Струны решили убить его. По указу Аввакума повезли на реку Лену, а по дороге уже переназначили в Даурию. Там его отдали под начало жестокому человеку и воеводе Пашкову. На реке Тунгуске их корабль чуть не утонул, детей смогли вытащить из воды. К ним на встречу плыл корабль с двумя вдовами, которые плыли в монастырь, но Пашков велел вернуться и выйти замуж, после чего Аввакум выразил свою противоречивую точку зрения и его избили кнутом.

Бросили его в Братский острог, в тюрьму, а его семья жила за 20 верст от него у злой Ксеньи. На рождество его сын хотел увидеть его, что запретил делать Пашков. Весной они отправились дальше, а Аввакума заставили тянуть лямку и идти по берегу. Барку Аввакума оторвало и он чуть не утонул на Хилке. Потом начался голод, от которого многие умирали. В то время приходилось питаться «всякой скверной», сосновую кашу и траву с корнями. Воевода Пашков прислал к протопопу 2 бесноватые женщины, которые выздоровели после того как он о них молился и остались жить у него. Но после того как Пашков забрал их, они снова стали беситься, но тайком убежали к Аввакуму, он их исцелил снова. По ночам они приходили к нему чтобы молиться, а потом стали монахинями.

Отряд возвращался, голодные люди брели и падали, а жена протопопа изнемогала, но была твердой. Жена воевода приводила своего сына к Аввакуму для благословения, но когда он заболел, она решила отвести его у шептуну, мальчик еще больше разболелся, а протопоп разозлился на нее. Она просила прощения и принесла ему ребенка, он помолился и малыш выздоровел. Пашков послал сына воевать в Мунгальское царство и спрашивал у шамана, будет ли этот поход удачным, на что тот отвечал, что успех непременно будет. Аввакум стал молиться, чтобы все произошло наоборот, но в то же время молил Бога о пощаде Еремея, ведь он защищал его от Пашкова. Воевод все-таки узнал об этом и решил пытать протопопа. Еремей уже вернулся и сказал что войско погибло.

Поехав в новое назначение, Пашков не взял Аввакума, тогда он поехал отдельно, а с собой взял старых, больных, которые не могли выжить в суровых условиях и двух негодяев. Дорого была и трудна и легка одновременно. Им встретились люди, которые дали им еды. Когда добрались до места, он встретил там никониан и думал, проповедовать им или нет. Жена его поддерживала, и он решился обличать их по дороге до самой Москвы. В Москве их хорошо приняли, поставили его в Кремле на соборе Монастыря и предоставили по желанию выбрать любую профессию, если только он будет верить так, как Никон, но он отказался. Тогда царь сказал ему, чтобы он молчал о том, что не хочет верить, так как Никон, протопоп согласился, а жил у своей духовной дочери. После того как прошло полгода, Аввакум снова пишет письмо царю о том чтобы ересь Никона прекратилась. Тогда их сослали на Мезень, через полтора года снова вернули в Москву, а жена и младшие дети остались на прежнем месте.

Аввакум проклял никониан, а его расстригли, держали на цепи в темнице и прокляли. Потом его вернули в монастырь Пафнутьев, Никодим сначала был рад такому узнику, но когда протопоп в день Пасхи просил открыть дверь темницы, но он отказал. Но вскоре Никодим заболел, а Аввакум помог ему выздороветь и тот извинялся перед ним. Потом Аввакума начали посещать его дети вместе с юродивым Феодором, который сбежал из Рязани. Потом протопопа привезли в Москву, в монастырь Чудов, где он спорил с патриархами о вере, после чего они желали его избить, но он снова обличил их словом Бога. Потом сам царь просил его, чтобы он хоть в чем-то согласился с ними, но он не собирался склоняться.

Позже сослали его в Пустозерск, откуда он писал всем православным и царю. Он знал, что на Мезени казнили некоторых из его духовных детей и хотели повесить его сыновей, но они покаялись и тогда их с матерью закрыли в земляную тюрьму. Потом и его самого хотели посадить в земляную тюрьму, из-за чего он думал уморить себя голодом. Власти схватили Лазаря священника, отсекли ему правую руку и язык, который через 2 года снова вырос. Также поступили и с Епифанием, дьяконом Феодором, а в Москве вообще сожгли противников Никона.

В темнице он жил с Кирилушком, который был бесноватым. После его смерти Аввакум причастил его и исповедал, потом он изгонял демонов из Филлипа. Было и такое, что 1 раз он разозлился на рассорившихся между собой Фетинью и жену, что избил их. После этого его преследовал бьес, до тех пор, пока он не попросил прощения у их обоих. Он молился о бесноватом Феодоре, потом тот исцелился и снова принес досаду Аввакуму. А после того как его приковали к стене, он сбежал и стал творить еще худшие дела. Протопоп продолжал молиться о том, чтобы он исцелился, а потом встретил его здорового. В Тобольске у него жила Анна, его духовная дочь, которая перестала слушаться Аввакума и желала выйти замуж, после чего на нее напал бес. Потом случилось так, что она заснула на 3 дня и 3 ночи, а проснувшись, рассказала свой сон о том как все-таки вышла замуж, а по возвращении Аввакума она обратилась в монахини и Аввакум простил ее. Аввакум и дальше исцелял младенцев, которые страдали от грыжи и избавлял от бесов.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Краткое содержание «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»