Краткое содержание «Волшебница Добрана»
В конце 1990-х Трифонова называли властителем дум. В последнее десятилетие интерес к его творчеству несколько угас. Но в том и состоит судьба подлинного искусства, что оно пробивается и сквозь цензурные рогатки, и сквозь несправедливое забвение и равнодушие. В 1999 г. состоялась первая международная конференция, посвященная творчеству Ю. Трифонова, талантливейшего русского писателя второй половины XX в. создавшего уникальный художественный мир — слепок эпохи, в которую ему выпало жить. Содержание произведений Трифонова в большой степени автобиографично,
Вслед за арестом отца на семью обрушились тяжелые испытания. Восемь лет провела в карагандинском лагере для членов семей врагов
Возвратившись в Москву, Ю. Трифонов работает на авиационном заводе. В 1944 г. он становится студентом Литературного института. Первое его произведение — повесть «Студенты» (1951) — приносит ему Сталинскую премию и шумный успех. «Теперь из романа «Студенты», которым набита целая полка в моем шкафу, я не могу прочесть ни строки», — признавался писатель в 1973 г.
Время, жизненный опыт. перемены в общественном сознании заставили Трифонова пересмотреть не только противопоставление скромного, упорного, всего добивающегося нелегким кропотливым трудом Вадима Белова, на чьей стороне его авторские симпатии, и блестящего, талантливого Сергея Палавина, которому все дается легко, без усилий. В зрелых произведениях писатель иначе оценит описанные в повести отношения коллектива и индивидуальности. Им будет в корне переосмыслен главный конфликт — травля институтским коллективом «космополита» профессора Козельского, автора книги о Достоевском, талантливого и требовательного преподавателя, наделенного, однако, рядом клишированных черт отрицательного персонажа. Решающий удар наносит ему Вадим Белов, выступив от имени студентов на Ученом совете.
По иронии судьбы после присуждения Сталинской премии Трифонов сам пережил подобное собрание, осудившее его за то, что при заполнении анкет он не указал, что его отец — враг народа. Этому событию посвящен один из рассказов последних лет «Недолгое пребывание в камере пыток». За повестью «Студенты» последовала достаточно долгая полоса творческих неудач. Задумав роман о строительстве канала в Каракумах, Трифонов отправляется в Туркмению. Результатом длительных и многократных командировок стали сборник рассказов «Под солнцем» (1959) и роман «Утоление жажды» (1963). Смерть Сталина, XX съезд, последовавшие изменения в обществе наложили отпечаток на сюжет и характеры второго романа Ю. Трифонова, в особенности на образ журналиста Петра Корышева, чей отец реабилитирован посмертно. Образ человека, живущего «ненастоящей жизнью», сломленного временем, выводит произведение Трифонова за рамки производственного романа, черты которого отчетливо проступают в повествовании об одной из «великих строек социализма».
В зрелой прозе Трифонова можно выделить два пласта: исторические произведения и произведения, посвященные современности, так называемые городские повести. Однако условность этого деления становится очевидной при внимательном прочтении. История
Проникает в повести о современности, а проблематика исторической прозы тесно связана с вопросами, актуальными в 1970-е годы. Работа над произведениями, посвященными исторической и современной проблематике, шла параллельно. За «городскими» повестями, написанными одна за другой — «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971) — последовала повесть об Андрее Желябове «Нетерпение» (1973). Затем Трифонов работает над повестью «Другая жизнь» (1975), героем которой становится профессиональный историк Сергей Троицкий.
В таких произведениях, как «Дом на набережной» (1976) и «Старик» (1978), вообще невозможно отделить прошлое от настоящего без насилия над художественной тканью. В произведениях последних лет (роман «Время и место», 1980; повесть в рассказах «Опрокинутый дом», 1980) все годы и десятилетия, прожитые героями и автором, предстают как масштабная историческая эпоха. В 1987 г. после смерти писателя опубликован ранее неизданный роман «Исчезновение», в котором явственны пересечения со многими произведениями Трифонова («Отблеск костра», «Дом на набережной», «Старик», «Время и место»). По свидетельству вдовы писателя О. Трифоновой, роман написан в 1968 г. Документальная повесть «Отблеск костра» (1965) стала поворотным моментом творческой судьбы Трифонова. За ее публикацией последовал всплеск живого читательского интереса к его произведениям, не иссякавшего до его смерти.
Эта повесть посвящена революционной деятельности отца писателя. Впервые Ю. Трифонов пытается ответить на мучающие его вопросы: кто виноват в трагической судьбе отца; какова цена быстрых преобразований, решительного вмешательства в ход истории. Обнаженная автобиографичность, предельная искренность придают документальному произведению особое лирическое звучание.
В последнем своем произведении «Опрокинутый дом» Трифонов отбрасывает все литературные маски и говорит с читателем от первого лица о собственной судьбе. Цикл посвящен заграничным поездкам писателя. Сквозь впечатления этих поездок проглядывают иные места и времена. Один из таких эпизодов — воспоминание об отзыве редактора на рассказы Трифонова: «Все какие-то вечные темы». Однако то, что когда-то казалось молодому автору катастрофой (рассказы не приняли к публикации), через много лет осознается как знак качества, как пророчество долгой жизни Ю. Трифонова в литературе.