Краткое содержание «Трагедия в трех актах»

За свою жизнь Дворжак написал не мало опер, но наибольшую известность и любовь у зрителя завоевала последняя — «Русалка».

Морская дева Ундина или как ее называют славяне — Русалка — волновала воображение художников до и после Дворжака. Ее образ вдохновил Ф. де ла Мотт Фуке, Э. Т. Гофмана,

Ж. Перро, Г. Гейне, А. Мицкевича и, конечно же, Г. Х. Андерсена, чья трогательная сказка «Маленькая русалочка» вот уже более ста лет до слез трогает читателей.

В России Русалку воспел в одноименной поэме В. А. Жуковский, она стала героиней

незаконченной поэмы А. С. Пушкина и оперы Даргомыжского.

Антонин Дворжак «обратил внимание» на Русалку в 1900 г. когда искал тему для своей девятой по счету оперы. Его предыдущая опера — «Черт и Кача» — имела огромный успех у зрителя, и композитор решил продолжить фольклорную тематику. И тут — какая удача! — появилась подходящая драматургическая основа. Чешский писатель Ярослав Квапила предложил Дворжаку только что законченное им либретто, основанное на волшебных сказках Карела Яромира Эрбена и Божены Немцовой. Это был завораживающий и поэтичный рассказ о любви, где персонажи Андерсена удивительным

образом уживались с героями чешских легенд, сказок и баллад. Главный мотив либретто Ярослава Квапилы — принципиальная несовместимость двух миров: природной стихии и человека. Кроме того, писатель развил мысль о синонимичности понятий «любовь» и «смерть», а так же ввел типичную для народных легенд тему вины и искупленья.

Дворжаку либретто пришлось по душе, и он приступил к созданию партитуры, которую закончил к ноябрю 1900 г. Свою новую оперу композитор назвал «лирической сказкой». Это произведение, созданное на рубеже веков, с одной стороны, подводит итог «золотому веку» оперы, а, с другой, возводит мост к музыкальному экспрессионизму. С «золотым веком» «Русалку» роднит симфонизированная драматургия, система лейтмотивов, переработка интонаций и ритмов славянского фольклора. Зато модель двоемирия и музыкальной язык творения Дворжака относят «Русалку» к оперному театру будущего.

Премьера «Русалки» состоялась 31 марта 1901 г. на сцене Национального театра в Праге. С тех пор эта опера — одно из самых популярных произведений чешского оперного репертуара, а самая известная ее ария — это «Song to the Moon» («Mesicku na nebi hlubokem», «Месяц мой, в дальнем поднебесье»).

Лирическая сказка в трех актах

Свита Принца, гости, лесные нимфы, русалки.

Действие происходит в сказочной стране в сказочные времена.

На берегу озера, неподалеку от избушки Бабы-яги сидит грустная Русалка. Лесные нимфы своим пением потревожили старика Водяного, отца Русалки, и он выплыл на поверхность озера. Испуганные нимфы разбежались, а Русалка поведала отцу о своем горе. Она страстно полюбила прекрасного Принца и готова на все, лишь бы быть с ним. Она хочет получить человеческую душу. Водяной опечален: много горя принесет дочери эта любовь. Ведь иметь душу — это значит страдать! Но тронутый мольбами дочери, посылает ее за советом к Бабе-яге. Русалка идет к старухе. Та берется помочь, но ставит условие: обретя человеческую душу, Русалка станет немой, а если она потеряет любовь Принца, то превратится в блуждающий болотный огонек и погубит любимого. Русалка согласна на все. Превращение совершается. С рассветом к берегу озера приходит Принц, заблудившийся на охоте. Он видит прекрасную девушку и, полюбив ее с первого взгляда, уводит в свой замок.

В замке готовятся к свадьбе. Слуги оживленно обсуждают это событие, удивляются таинственному появлению невесты. А невеста невесела. Красивая кокетливая Княжна, гостящая в замке, все больше завладевает вниманием Принца. Начинается бал, звучит торжественная музыка, беззаботно веселятся гости. Водяной, тайком пробравшийся в парк, с болью наблюдает, как молча страдает его дочь. Русалка старается привлечь к себе жениха, но он ее отталкивает. Водяной увлекает дочь с собою, в глубокий омут.

Вновь Русалка на лесном озере. Она превратилась в блуждающий огонек и обречена на вечные скитания. Баба-яга предлагает снять с нее проклятие; для этого Русалка должна убить Принца. Но разве поднимется ее рука на того, кто ей дороже жизни? К Бабе-яге приходят Лесник и Поваренок. Они просят лекарство для Принца, которого томит тоска: прошло мимолетное увлечение Княжной, и мысли Принца принадлежат бесследно исчезнувшей невесте. Водяной прогоняет слуг, однако вскоре на озере появляется сам Принц. Он призывает Русалку, и она появляется из водяной глубины. Принц радостно бросается навстречу, она останавливает его. Русалка все еще горячо любит своего жениха. Она прощает ему свои страдания. Ее прикосновение смертельно. Но Принцу не нужна жизнь без любимой. Он целует Русалку и умирает в ее объятиях.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Краткое содержание «Трагедия в трех актах»