16 Сен 2017
Краткое содержание «Очерки бурсы»
После окончания занятий в большой, заброшенной грязью, комнате учебного заведения играли в игры ученики бурсы.
Несколько дней назад закончился «период образования», который представлял собой прохождение всего научного курса. Его проходили ученики всех возрастных категорий. Сейчас действует «великовозрастной закон» — это выпуск бурсаков из школы, определенного возраста, когда он способен стать послушником, дьячком или, к примеру, писцом. Никто не желает становиться солдатом.
Один класс имеет в наличии около сотни учеников
На только что начавшихся занятиях кто-то пытается спать, кто-то — беседовать. Весь смысл учебы — это зубрежка, «вдалбливание» в головы бурсаков материала,
Ранним утром в бурсацкой спальне начинают всех будить и ведут на помывку. Ученики, переругиваясь с прохожими людьми, идут шумной толпой через весь город. После помывки они расходятся по городу, вынюхивая, что можно своровать Особенно это касается учеников с прозвищем Сатана и Аксюта. Своровав какую-то пищу, бурсаки поели и с веселым настроением делятся между собой воспоминаниями о своих проделках.
В начале занятий преподаватель Лобов Иван Михайлович ругает бурсака Аксюту, который не выучил урок. Потом Лобов начинает ругать всех остальных. Он не разъясняет теми урока никогда, на уроке завтракает. Потом начинается латынь, преподавателем которой является Долбежин. В отличие от Лобова он не берет взяток, хотя тоже не оставляет никого без внимания и постоянно спрашивает, но он любим учениками. Еще один учитель, фамилия которого Батька, любит выпить, и поэтому очень зол, когда пьяный. Батька склонен к другим физическим наказаниям, кроме порки.
Аксютка остается голодным, потому что Лобов запретил давать ему обед, из-за плохого отношения к учебе. Этот ученик крайне непостоянен: иногда учится, сидя перед учителем, иногда не учится вообще. Лобов такого отношения терпеть не может.
В училище появляются две женщины — одна старая и одна тридцатилетняя, поджидая директора, а по его приходу — бросаются мужчине в ноги. Как оказывается, это пришла «закрепленная невеста» со своей матерью за «женихами». После смерти духовного лица, его место «закрепляется» за семейством, оно отдается человеку, соглашенному жениться на его дочке. Дьячиха с дочкой с этой целью пришли в бурсу.
В бурсе появляются новые преподаватели, среди которых Краснов Петр Федорович. Это добрый, деликатный человек, выступающий против жестоких наказаний, но именно он сильно злоупотребляет моральными наказаниями, проявляя издевательство над непослушными бурсаками перед классом.
Аксютка вместе с Сатаной крадут хлеб у бурсацкого хлебореза Цепки, который вследствие этого, взбесившись, бежит за хитрым бурсаком. Дежурный бурсы вызывает потенциальных «женихов» для осмотра невесты. Начальство говорит о годности в женихи Васенды, Азинуса и Аксютки. Первые двое — обитатели «Камчатки», занимаются исключительно церковными учениями. Васенда — практичный, серьезный, Азинус — безалаберный, бестолковый. Бурсаки отправляются на смотрины. Васенда отказывается от невесты — она не пришлась ему не по душе; Азинус решает жениться, несмотря на возраст невесты. Аксюта назвался женихом лишь для того, чтобы хорошенько поесть да украсть чего-нибудь.
Тем временем в бурсе затевают пародию на свадьбу.
Карась еще в детстве грезил бурсой, потому что его старшие братья когда-то были бурсаками, а сейчас важничали перед ним. Карась-новичек попадает в бурсу, не сдерживая эмоций, но сразу же получает кучу насмешек, издевательств со стороны учеников. В первый день его секут. Карась попадает в семинарский хор, но вместо пения он лишь открывает рот. Бурсаки обзывают его Карасем, при этом проведя определенную церемонию «нарекания». Карась вступает в драку со своими обидчиками, заходит Лобов, застает эту сцену и высекает Карася. Жизнь Карася переламывается — он начинает ненавидеть бурсу и мечтает о мести.
Бурсак Силыч, богатырь класса, говорит о своем покровительстве и защите над Карасем, чтобы никто не смог его обидеть. Карасю становится жить намного легче. Он лично старается защитить «угнетенных» дурачков, а науку Карась отрицает и совершенно не хочет учиться.
Разумников Всеволод Васильевич, учитель пения, закона Божьего и истории, — преподаватель крайне прогрессивный: он открывает систему взаимной науки. Однако Карасю никак не дается церковное пение, в результате чего Разумников серьезно наказывает его, не отпуская на выходные домой. Карась боится того, что он не попадет домой на Пасху. Заходит учитель арифметики, Ливанов Павел Алексеевич, сильно пьяный, ученики издеваются над преподавателем.
Субботним утром Карась безобразничает из досады, что его не отпустили домой. Наступает воскресный день, Карась помышляет о побеге с бурсы. Он ранее слышал о побеге кого-то. В тот день возвращают назад пойманного Меньшинского, а затем секут и отвозят в больницу. Карась забывает о побеге и решает «спастись» от пения в лазарете. Он заболевает, пение проходит без Карася, и его на Пасху отправляют домой.
В бурсу приходит новый смотритель. Перед ним был Звездочет, добрый человек, который любил уединяться в своем жилище и не выносил кошмара бурсы. Бурсаки видели в нем какую-то загадочность. В бурсе многое изменилось, смягчились наказания, стало намного меньше возрастных бурсаков.