Красота души Катерины
Ученический произведение По пьесе А. Н. Островского «Гроза». Солнце в небе высоко, тропинка бежит далеко, бредет по ней красная девица. Устала она, измучилась: за долгий свой путь три пары башмаков железных стоптала, три чугунных палки сломала так три каменные просфоры. Как я любила в далеком своем детстве читать и слушать сказку о Финифте — ясного сокола, о его невесте и большую ее любовь, сумевшей все преграды преодолеть, все лишения и бедствия перенести ради того, чтобы с ним, единственным, избранным ее сердцем, к конца разделить любую
Вспомнила нее, когда мы читали сцену прощания Бориса и Катерины в драме А. Н. Островского «Гроза». Перед нами русская женщина, может, сама таинственной и непостижимая в русской литературе, не смогла жить во лжи и погибла, бросившись в Волгу. Как только не пытались объяснить ее поступок: и темное царство потеряло, и деток, которые бы удержали, не было, и, пойдя поперек собственных правил, смириться с этим не смогла.
Наверное, в каждом объяснении, особенно в последнем, есть своя правда. И все же — ну как поверить, что через Чабанихи, через ее враждебность
И если терпеливо сносит все притеснения, то только потому, что совсем их не замечает. Приказали попросить прощения — попросила, приказали слушаться — слушается, но это пока не нарушено ее душу, не потревожена воля. Чабаниха потому и беснуется, что неподвластно ей Катерина сопротивление, как неподвластны ей ее ум, сердце, и здесь она — и нет ее.
Да и сама Екатерина знает, что пожелает она вырваться на волю — и ничто не удержит, не остановит.
Но почему же она — такая красивая, сильная, гордая — смирилась с этим бытом, с обманом, грубостью, лицемерием? Да потому, что она, упокорюючись с этим страшным, зловонным жизнью, искупает свой грех. Есть на Руси девушки, приходящие в этот мир Христовыми невестами, с необыкновенно чистой, любящей и невинной душой; их путь лежит в монастыре. Живут они в согласии с миром, с собой, с людьми — ясно, хорошо и чисто.
Так же жила до замужества и Екатерина. Кто знает, что заставило ее решиться изменить свою судьбу, пойти вопреки Божьей воле. Но как же после этого затосковала, заметалась ее душа, ничто ей неприятно, только и остался воспоминание далекое прекрасную жизнь, когда сердце всякий день ликовало и радовалось.
Как же Катерина не мучиться, как не тосковать об утраченном блаженство! Ее душа в иные миры неслась, ей открыто было то, что другим людям во все жизни неизвестно. Вся ее жизнь до замужества чистой радостной были. Бесконечной любовью к Богу, к людям, к солнышку, к цветам светится вся ее существо.
Иго «царства»?
В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы таковыми не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но жить по правде и совести, не кривя душой, нельзя.
Екатерина воспитывалась в купеческой семье, дома она «жила, ни о чем не тосковала, точно птичка на воле». Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства.
В доме Екатерины всегда было много путешественниц так странниц, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, искренне верит в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжкий грех. Но Катерина в религии «поэт». Она наделена ярким воображением и мечтательность. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву.
Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, видела ангелов. Даже речи ее музыкальное и певучая, напоминает народные сказания и песни.
Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной чувствительности повлияли отрицательно на ее характер. Поэтому, когда во время грозы она услышала проклятия слабоумного барыни, то стала молиться. Когда же увидела на стене рисунок «геенны огненной», ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису. Но религиозность даже какие такие черты героини, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность.
Самодур Дикой и вечно упрекает и ненавидит родных Чабаниха никогда не способны понять других людей. По сравнению с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь иногда позволяет загулять на несколько дней, с ее любимый Борисом, неспособным оценить истинную любовь, характер Катерины становится особенно привлекательным. Она не хочет и не может обмануть и прямо заявляет: «Тот — то — обманывал — то я не умею; то-те-исчезну-то я ничего не могу».
Любовь к Борису — это все для Катерины: тоска по воле мечты о теперешней жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с «темным царством». Она не воспринимает свой протест, как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом.
Но так устроено «темное царство», что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный грех, как восстание против основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса кончается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздавлена внутренним сознанием своего «греха». Гибель смелой женщины — это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над «темным царством», что сковывает его волю, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непростительный грех.
Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: «Когда я для тебя греха не побоялась, или побоюсь я человеческого суда?» А в последние ее словами были: «Друг мой! Радость моя! Прощай! «