Концепция мира и человека в лирике Тютчева

Основные направления в развитии русской поэзии 60-ых годов. Эстетическая программа и художественна практика школы «чистого искусства». Творчество А. А. Фета.

Во всей литературе, как и во всей общественной жизни, отчетливо обозначилась основная линия размежевания — между лагерем крестьянской демократии и правительственным лагерем, к которому примыкали и либералы. Это сказалось как на общем идейно-политическом смысле основных поэтических направлений и творчества отдельных поэтов, так и на их эстетических принципах и художественных

особенностях.

Обычное представление о двух основных направлениях русской поэзии 50-60-х годов — так называемой «чистой поэзии» и «гражданской», борьба между которыми определяла поэтическое движение этого времени, — сложилось очень давно. Социальный смысл борьбы между ними, равно как и социальная природа обоих направлений выяснены в литературной науке и не вызывают сомнений. При всем разнообразии оттенков внутри «чистой поэзии» это была в своей основе дворянская поэзия, а противостояла ей поэзия демократического лагеря. К первому направлению принадлежали Фет, А. К. Толстой, Тютчев, ко второму

— Некрасов, Добролюбов, Михайлов. В области поэзии с наибольшей резкостью и отчетливостью сказалась борьба «гоголевского» и «пушкинского» направлений. Борьба велась между сторонниками критического реализма и приверженцами теорий «искусства для искусства». Поэты школы «чистого искусства», считали «гражданскую поэзию» не настоящим искусством или вовсе не искусством, а явления, связанные с «злобой дня», т. е., иначе говоря, явления социально-исторические, поскольку основным стимулом их творчества было активное, в высшей степени заинтересованное отношение к самым острым вопросам и противоречиям окружающей социальной действительности. Критикам, поэтам, да и просто читателям демократического лагеря были совершенно чужды взгляды на литературу представителей школы «чистого искусства». Им был во многом далек и поэтический мир этих поэтов. Они считали его узким, ограниченным замкнутым в пределах личных переживаний.

Будучи одним из самых утонченных лириков, Фет поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно деловитым, предприимчивым и успешным помещиком. Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты». Основное содержание его поэзии — любовь и природа. Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством.

Фет — представитель так называемой чистой поэзии. В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с Н. А. Некрасовым — представителем социальной поэзии.

Особенность поэтики Фета — разговор о самом важном ограничивается прозрачным намеком. Стихи А. Фета — это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом — о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи. Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, — она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии.

Тютчев как поэт-философ. Концепции мира и человека в лирике Тютчева, стиль его поэзии. Связь Тютчева с традициями европейской и русской литературы.

Открытие философской концепции поэзии Тютчева произвело огромное впечатление на современников, особенно на символистов. Тютчев в своей лирике природы стремится показать не столько красоту пейзажа, сколько выразить свои взгляды на вселенную, на окружающий человека мир, на закономерности бытия. В центре внимания Тютчева-поэта были не выражение своей любви к природе, а раскрытие тайн мироздания, законов жизни природы, отношения человека к вселенной, Земле, к другому человеку. Он создавал объективные, величественные картины природы, чаще всего без формально выраженного субъекта речи: сама природа своим особым языком образов раскрывала читателю свои тайны и красоты. Концепция мира и человека — особое мировоззрение, которое направлено на то, чтобы понять место человеческого существа во Вселенной и найти те идеалы поведения, которые помогут достичь гармонии, золотой середины в жизни человека. Стремление понять природу и Вселенную Тютчев преподносит как важную, трудную, хотя и до конца не осуществимую задачу каждой личности, если она хочет зваться человеком. Тютчев призывал приоткрыть завесу над тайной мирозданья для тех, кто находит время прислушаться к голосу природы, звучащему в листве деревьев, в шепоте волн и в сиянии звездного неба. Поэт осознает, что человек раздираем внутренним противоречием: с одной стороны, он чувствует себя слабым и незащищенным в этом огромном мире, но с другой стороны, человек обращается к миру как к своему желанному наследию, чувствуя единство с природой. Лирический герой Тютчева осознает природу как источник своей жизни, он верит в то, что в глубине души всегда найдется частичка, связующая человеческое существо со всем сущим на земле.

Тютчев прибегает к интонационным перебивам и диссонансам, чтобы придать драматизм и стиховой фразе, и заключенной в ней мысли. Синтаксические конструкции и обороты у Тютчева могут быть и «утяжеленными» и «легкими», но они во всех случаях производят впечатление естественных. Ход авторской мысли и речи, ее построение кажутся безыскусственным и точно «неподготовленным», случайным. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. О чем бы ни писал Ф. И. Тютчев: о природе, о любви, о красоте — каждая строка его проникнута тонким философским осмыслением бытия, во всем мы находим философский подтекст. Далекий от политической жизни, Тютчев воплотил в своем творчестве мир своих глубоких и чистых человеческих переживаний, раскрыл в нем свою богатую натуру красивых людских чувств и мыслей.

Связи Тютчева с культурой Запада иногда изображаются односторонне — их сводят к немецким только связям. На деле же для Тютчева имели немалое значение и другие европейские авторы: он усвоил поэзию Байрона, не однажды обращался к Шекспиру, отлично знал французский романтизм, французский реалистический роман, французскую историческую науку. Связи его с русской поэтической традицией часто заходят далеко вглубь времени — он связан с Державиным как поэт возвышенного стиля, отдавшийся большим философским темам. Тютчев по собственному почину устанавливает, что именно несет на себе печать возвышенного. Возвышенными у него оказываются существенное содержание жизни, ее общий пафос, ее главные коллизии, а не те принципы официальной веры, которыми воодушевлялись старые одические поэты. Русская высокая поэзия XVIII века по-своему была поэзией философской, и в этом отношении Тютчев продолжает ее, с той немаловажной разницей, что его философская мысль — вольная, подсказанная непосредственно самим предметом, тогда как прежние поэты подчинялись положениям и истинам, заранее предписанным и общеизвестным.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Концепция мира и человека в лирике Тютчева