Концепция “Мертвой души”



В 1835 году Гоголь начинает работать над своей гениальной поэмой “Мертвые души”. Известно, что основой для этого произведения послужила “Божественная комедия” Данте. Это и определило предполагавшуюся трехчастную композицию поэмы: три тома мертвых душ должны были соответствовать трем частям, составляющим “Божественную комедию”: “Ад”, “Чистилище” и “Рай”.

Гоголь стремился показать страшный лик российской действительности, воссоздать “Ад” русской современной жизни. Назвав свое произведение “Мертвыми душами”, Гоголь имел в виду не только ревизские души умерших крестьян, но в большей степени хотел указать на нищенство, опустошенность и мелочность душ русских помещиков.

Следуя поставленной перед собой цели – отобразить все пороки России, выставить на показ все язвы русского общества того времени, Гоголь создает ряд образов мелких помещиков. Перед нашими глазами предстает пустой и мечтательный Манилов, скопидомка Коробочка, фамильярный гуляка Ноздрев, мрачных и упертый Собакевич, алчный и жалкий Плюшкин. С горечью сознавал

Гоголь, что все эти мелкие и жалкие образы олицетворяют Россию.

Но все же Гоголь верил, что в тех же бездушных помещиках существует где-то глубоко внутри хорошие задатки, еще не совсем задушенные безнравственностью и невежеством. Ведь стоит только приглядеться и можно увидеть, что скупость Плюшкина – искажение былой бережливости и хозяйственности,”кулак” Собакевича по внешности и окружающей обстановке являет черты прежнего богатырства, ставшая дубиноголовой Коробочка олицетворяет изначальную хозяйственность и предусмотрительность; мечтательность и доброта переросли в пустое фантазерство Манилова; бесшабашная удаль до неузнаваемости исказилась у Ноздрева, бессовестного вруна и бездельника. Пусть сейчас они такие, с пороками и уймой недостатков, но ведь они являются просто сильно деградированными образами людей, бывших когда-то положительными.

Снова, вспоминая, что основой композиции “Мертвых душ” послужила “Божественная комедия”, мы уже можем предположить, что во втором томе поэмы, соответствующем “Чистилищу” Данте, Гоголь хотел ввести какие-то положительные образы. Конечно, они не были идеальны во всем, но в этих образах уже появились черты просветления. Гоголь приближает своих героев к тому виднеещемуся вдалеке нравственному перерождению. Гоголь не успел довершить свой гениальный труд, и до нас дошли лишь неполные черновики второго и третьего томов поэмы. Однако, из них мы можем узнать достаточно о том, как дальше развивается гоголевская концепция человека, которую он так скептически изложил в первой части поэмы.

Гоголь даже оправдывает в некоторых случаях отрицательность своих героев. Например, возьмем “Повесть о капитане Копейкине”, играющую далеко немаловажную роль в поэме. Ее герой, капитан Копейкин, был когда-то героем Отечественной войны 1812 года, защищая Родину, он сильно пострадал, но государство не старается помочь калеке, оно просто игнорирует его.

Здесь Гоголь показывает, что власть всегда опаздывает СоСвоей справедливостью. “Повесть о капитане Копейкине” поражает картиной быстрого превращения защитника Руси, проливавшего за нее кровь в ее врага.

Читая “Мертвые души” нетрудно понять, как глубоко и искренне любит Гоголь Русь. Эта любовь, уважение и преклонение перед великой страной и ее народом предстают перед нами со всей силой и динамичностью в частых лирических отступлениях. В этих отступлениях Гоголь раскрывает свою мечту о “прекрасном человеке”, богатыре русской земли.

Гоголь верит в величие родины. Он истинный патриот, а потому он верит и в величие своего народа, в его способность достойно существовать, в уменье сохранить свое лицо и душу. Просто в какой-то этап своего пути народ сбился с истинного пути и забрел очень далеко, потерял лицо, сгубил душу.

Гоголь ставит перед собой задачу – вывести Россию от пропасти, у которой она стоит.

Чичиков почти всегда находится в дороге, эта дорога кружит путника, его кибитка постоянно застревает, на столь глухой полосе можно встретить лишь Ноздрева, Коробочку и им подобные образы. Чичиковская дорога – это обманный путь, запутанный, ведущий вникуда. Ему противостоит образ истинного пути, прямого и открытого, вырвавшись на который волшебно преобразится чичиковский экипаж в птицу-тройку, символ свободной, обретшей живую душу Руси.

Именно по такому пути ведет Гоголь своих героев (во втором и третьем томах), в конце его и свершится нравственное перерождение “мертвых” душ.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)

Вы сейчас читаете сочинение Концепция “Мертвой души”