Концепция «Мертвой души»

В 1835 году Гоголь начинает работать над своей гениальной поэмой «Мертвые души». Известно, что основой для этого произведения послужила «Божественная комедия» Данте. Это и определило предполагавшуюся трехчастную композицию поэмы: три тома мертвых душ должны были соответствовать трем частям, составляющим «Божественную комедию»: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

Гоголь стремился показать страшный лик российской действительности, воссоздать «Ад» русской современной жизни. Назвав свое произведение «Мертвыми душами»,

Гоголь имел в виду не только ревизские души умерших крестьян, но в большей степени хотел указать на нищенство, опустошенность и мелочность душ русских помещиков.

Следуя поставленной перед собой цели — отобразить все пороки России, выставить на показ все язвы русского общества того времени, Гоголь создает ряд образов мелких помещиков. Перед нашими глазами предстает пустой и мечтательный Манилов, скопидомка Коробочка, фамильярный гуляка Ноздрев, мрачных и упертый Собакевич, алчный и жалкий Плюшкин. С горечью сознавал Гоголь, что все эти мелкие и жалкие образы олицетворяют Россию.

Но все же Гоголь верил,

что в тех же бездушных помещиках существует где-то глубоко внутри хорошие задатки, еще не совсем задушенные безнравственностью и невежеством. Ведь стоит только приглядеться и можно увидеть, что скупость Плюшкина — искажение былой бережливости и хозяйственности,»кулак» Собакевича по внешности и окружающей обстановке являет черты прежнего богатырства, ставшая дубиноголовой Коробочка олицетворяет изначальную хозяйственность и предусмотрительность; мечтательность и доброта переросли в пустое фантазерство Манилова; бесшабашная удаль до неузнаваемости исказилась у Ноздрева, бессовестного вруна и бездельника. Пусть сейчас они такие, с пороками и уймой недостатков, но ведь они являются просто сильно деградированными образами людей, бывших когда-то положительными.

Снова, вспоминая, что основой композиции «Мертвых душ» послужила «Божественная комедия», мы уже можем предположить, что во втором томе поэмы, соответствующем «Чистилищу» Данте, Гоголь хотел ввести какие-то положительные образы. Конечно, они не были идеальны во всем, но в этих образах уже появились черты просветления. Гоголь приближает своих героев к тому виднеещемуся вдалеке нравственному перерождению. Гоголь не успел довершить свой гениальный труд, и до нас дошли лишь неполные черновики второго и третьего томов поэмы. Однако, из них мы можем узнать достаточно о том, как дальше развивается гоголевская концепция человека, которую он так скептически изложил в первой части поэмы.

Гоголь даже оправдывает в некоторых случаях отрицательность своих героев. Например, возьмем «Повесть о капитане Копейкине», играющую далеко немаловажную роль в поэме. Ее герой, капитан Копейкин, был когда-то героем Отечественной войны 1812 года, защищая Родину, он сильно пострадал, но государство не старается помочь калеке, оно просто игнорирует его.

Здесь Гоголь показывает, что власть всегда опаздывает СоСвоей справедливостью. «Повесть о капитане Копейкине» поражает картиной быстрого превращения защитника Руси, проливавшего за нее кровь в ее врага.

Читая «Мертвые души» нетрудно понять, как глубоко и искренне любит Гоголь Русь. Эта любовь, уважение и преклонение перед великой страной и ее народом предстают перед нами со всей силой и динамичностью в частых лирических отступлениях. В этих отступлениях Гоголь раскрывает свою мечту о «прекрасном человеке», богатыре русской земли.

Гоголь верит в величие родины. Он истинный патриот, а потому он верит и в величие своего народа, в его способность достойно существовать, в уменье сохранить свое лицо и душу. Просто в какой-то этап своего пути народ сбился с истинного пути и забрел очень далеко, потерял лицо, сгубил душу.

Гоголь ставит перед собой задачу — вывести Россию от пропасти, у которой она стоит.

Чичиков почти всегда находится в дороге, эта дорога кружит путника, его кибитка постоянно застревает, на столь глухой полосе можно встретить лишь Ноздрева, Коробочку и им подобные образы. Чичиковская дорога — это обманный путь, запутанный, ведущий вникуда. Ему противостоит образ истинного пути, прямого и открытого, вырвавшись на который волшебно преобразится чичиковский экипаж в птицу-тройку, символ свободной, обретшей живую душу Руси.

Именно по такому пути ведет Гоголь своих героев (во втором и третьем томах), в конце его и свершится нравственное перерождение «мертвых» душ.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Концепция «Мертвой души»