Композиция стихотворения “Властителям и судиям”



Стихотворение “Властителям и судиям” было написано Державиным в 1870 году. Опубликовано – в “Санкт-Петербургском Вестнике”. С большим трудом добивался поэт этой публикации. И все же обличительная ода была напечатана в популярной газете.

Она явилась свободным переводом одного из библейских псалмов царя Давида. Державин, сохранив гневный пафос оригинала, добавил в него свое чисто “русское” возмущение от “деяний сильных мира сего”.

На протяжении всего стихотворения обвиняются люди, наделенные высокой властью.

Автор убеждает читателя в том, что властвовать на Земле может только Бог, и лишь он может быть справедливым. По мнению Державина, “властолюбцы” не способны понять простого человека и тем более помочь ему.

Поэт горько “кричит” о несправедливости, подлости, равнодушии и алчности добравшихся до власти “земных богов”. Державинская боль слышна в каждом слове оды. Тема ее ясна – убедить правителей жить по законам человечности и добродетели. Еще Державин обращается и к “судиям”.

Он в их лице видит мудрость и справедливость. Параллельный диалог автора раскрывает суть его стиха – посодействовать

“высокому судейству” и покарать “возмущенным” словом “зазнавшихся” владык.

По тем временам стихотворение было более чем смелое. Оно было революционным, оно призывало к свержению самоуправства и беззакония. Словосочетание “карай лукавых” – это явный призыв к политическому перевороту.

Державин верит, что возмездие накроет обнаглевших правителей. Екатерина снисходительно отнеслась к “Властителям и судиям”. В государстве российском она слыла покровительницей всего прогрессивного и портить отношения с Державиным не хотела.

Вот почему стихотворение дошло до нас без вмешательства цензуры.

Содержание стихотворения можно описать в виде небольшого рассказа, то есть уйти от лирики к эпосу: “Однажды Бог огляделся по сторонам и увидел внизу большую толпу народа. Все они были влиятельными людьми в своем государстве: создавали законы, вершили судьбы…И заметил Всевышний, что люди эти властью распоряжаются не справедливо, не честно, не человечно. Также Бог увидел, какие бесчинства творятся вокруг: много нищеты, голода, смертей, унижения… И понял Бог, что виноваты в бедствиях простых людей руководители государств.

И воззвал сверху разгневанный Всевышний толпу к совести. Но толпа не услышала гласа мудрого из поднебесья. Разочарованный в людях Бог исчез, опечаленный… Печаль Бога подхватил одинокий и честный человек.

Он стал клеймить “земных” правителей силой своего поэтического слова”.

“Властителям и судиям” написано ямбом, с помощью перекрестной рифмы: Судит-будет (женская), Их-злых (мужская). Рифмы являются, в основном, словами одной части речи: Невинных-бессильных (прилагательные), Покров-оков (существительные), Знают-потрясают (глаголы). Но есть и исключения: судья – я, внемли-земли.

В эпитетах наблюдается усечение окончания прилагательного: боги Властны, страстны, смертны. Это придает стихотворению торжественность и силу. Историзмы: Рек, сонме, доколе, исторгнуть, мздою, очеса, злодействы, древ – подчеркивают как и давность событий, так и неумирающую красоту уходящего слова. Слог Державина величав и прост одновременно.

В оде семь восклицательных предложений! Они наполнены огромным чувством гнева и презрения. Хороши у Державина сравнения:

И вы подобно так падете,
как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
как ваш последний раб умрет!

Прилагательные Увядший, последний показывают недолговечность бесчестного правления.

Лирический герой полон горечи, разочарования, бессилия. И все же он верит, что справедливость восторжествует. Торжественной песнью – одой – называют державинское стихотворение.

Одой страстной, гневной, обличительной, революционной.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Композиция стихотворения “Властителям и судиям”