Композиционная особенность повести Валентина Распутина «Пожар»
«Горит село, горит родное. » Эти строки, взятые из народной песни, являются эпиграфом к произведению В. Распутина. Пожары издавна на Руси были привычным делом. Дома стояли деревянные, иногда выгорало по полдеревни. И сейчас пожары случаются часто, вроде бы они обычное явление. Зачем же писать об этом? Возможно, что-то особенное заинтересовало В. Распутина? А возможно, пожар — просто повод к размышлению о жизни. Герои повести — коренные сибиряки. Главная проблема, которая волнует их и автора — нравственная: веками накопленный опыт, точки
Одной из композиционных особенностей является то, что свои мысли о прошлом и настоящем, о нравственных и экономических проблемах В. Распутин вкладывает в уста главного героя — ветерана войны и труда шофера Егорова. Иван Петрович видит, что пламя охватывает не только строения, а выжигает души людей, оставляя пустоту и пепелища. Егоров уверен в правоте своих взглядов, не зря автор подбирает для него
Их цель — заработать деньги и весело пожить. С появлением новых безалаберных жителей, руководствующихся принципом «не свое — не жалко», меняются и облик деревни, и психология людей. Привычную честность, «совестливость, отношение к труду как к святому призванию» стали называть архаизмом, а то, что было позором и грехом, — считать «за доблесть и ловкость». Легкая и бездумная жизнь привела многих к воровству и пьянству. Произошло переосмысление нравственных ценностей: сосновцы научились косо смотреть на всякого, кто по старинке «качает права и говорит о совести». «Архаровцы» угрозами держали в подчинении весь поселок. Люди разбрелись, всяк живет сам по себе. Страшно, на мой взгляд, то, что Афоня Бронников, говоря: «Я работаю честно, живу честно. «, продолжает: «. и хватит». На остальных ему наплевать. А Иван Петрович хочет и сам жить честно, и чтобы так жили другие. С чего же начался в Сосновке этот нравственный разлад? Сосновка — временное пристанище, неуютное и неопрятное. Бесперспективность работы порождает неуверенность в завтрашнем дне, хищническое отношение к природе, развращает жителей. Кроме того, бывшие хлеборобы заняты несвойственным им делом: корчуют, валят лес. Они уничтожают, а не созидают. Деревья вырубают варварски и безжалостно, не оставляя ни подрост, ни молодняк. У всех на первом месте план и заработок. «Несворачиваемая правда», по мысли Егорова, состоит в том, что бесхозяйственная вырубка леса повлечет тяжелые экономические последствия: обмелеет река, начнется заболачивание местности.
Лес — это не только деревья, это грибы, ягоды, орехи для семян, дичь и пушнина для охотников, чистый воздух для жителей. «План! — возмущается Иван Петрович. — Лучше бы мы другой план завели — не на одни только кубометры, а и на души!» Выросший среди русской природы, Валентин Распутин умеет ценить ее красоту, ее своеобразие. Желая приблизить читателя к истокам родной речи, он мастерски использует диалектные выражения: «вечер мякотный, тихий», «как растеплило днем, так и не поджало» к вечеру, — читаешь это и чувствуешь себя жителем поселка. Однажды в Сосновке случился пожар. Село строили наспех, кое-как, о средствах тушения пожара не думали. И оказалось, что в критической ситуации людей организовать некому, а отдельным лицам даже выгодно, чтобы сгорели склады. По-моему, пожар высветил социальную и нравственную разобщенность жителей. Автор делит своих героев на «архаровцев» — приезжих и на «законников» — коренных сосновцев. Немало тех, кто отстаивает государственное имущество до конца: Афоня Бронников, Семен Кольцов — «надежный человек», Борис Тимофеевич Водников — «мужик свой», дядя Миша Хампо. Все они идут в огонь, как в атаку. Но есть и те, кто пришел просто «погреть руки». «Архаровцы» вроде работают азартно, «вдохновенно», но работают там, где можно поживиться.
Пьяные, поддавшись общему порыву, они ведут себя прямо героически. Но это продолжается недолго: одни спят, другие, не скрываясь, воруют водку, валенки — все, что можно, убивают Хампо. Дядя Миша погибает, спасая добро, а Соня умирает как мародер и убийца. Пожар — итог общего неблагополучия: горят старые порядки, горят души честных тружеников, кому дорога родная земля. Но не только это страшно. Я думаю, страшно и то, что все это приводит к душевной усталости и беспорядку «внутри себя». «Страшное разорение» чувствует Иван Петрович, «будто прошла в нем иноземная рать», вытоптала все, оставила лишь куски от того, что раньше было устоявшейся жизнью. От этой неустроенности и решает он уехать из поселка. «Чтобы чувствовать себя «сносно», нужно быть дома», — рассуждает главный герой. Дома — в себе, в своем внутреннем хозяйстве, дома — в избе, квартире — на родной земле.
Имея эти три «дома», человек обретает уверенность в жизни, «твердь под ногами», глубоко пускает корни, бережет и украшает землю, на которой он живет. По мысли В. Распутина, пожар — это не только стихийное бедствие, это и предупреждение. Подумайте, люди! Надо ли разорять родной край, уничтожать старое, нарушать законы общества и природы, чтобы создать новое?! В конце повести главный герой задает вопрос: «Что делать будем?» — и слышит ответ Афони: «Жить будем. » Валентин Распутин заканчивает повествование на оптимистической ноте, оставляя читателям надежду на изменения к лучшему.
А чтобы эти изменения произошли, человеку необходимы «. дом с семьей, работа, люди, с кем править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».Я считаю, что эта повесть — назидание потомкам. Валентин Распутин хотел показать, насколько ужасным может быть падение нравов, разрушение устоев. И поэтому каждый, прочитав эту книгу, должен задуматься: что я сделал для сохранения традиций, сберег ли я нравственность в своей душе? Такие произведения, как «Пожар» помогают нам осмыслить нашу жизнь и встать на истинный путь.