Комплексный подход в коррекции дисграфии и дислексии



Прохорова Александра Владимировна, Учитель-логопед муниципального общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Дубны Московской области” В настоящее время возрастает количество детей, имеющих трудности в обучении. Одна из причин этих трудностей – дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). В этом случае у учащихся наблюдаются специфические ошибки: пропуски букв и слогов, бывают “съедены” окончания, заменены гласные, перепутаны согласные, внесены лишние буквы или слоги и т.

П.

Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, так как процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного. А потому в основе возникновения стойких и повторяющихся “нелепых” ошибок лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и пр. Это не вина ребенка (“может, но не хочет”), а его беда (“хочет, старается,
но не может”).

Проводя ежегодную диагностику “Готовности к школе” в 1-х классах нашей школы, на протяжении семи лет мы наблюдаем у детей слабо сформированными следующие функции: – слухового внимания и памяти (65%); – фонематического восприятия (60-75%); – фонематического слуха (50-75%); – пространственного восприятия (40-55%); – лексико-грамматическая сторона речи (40-55%). Можно предположить насколько тяжело придется в учебе большинству учащихся. Профессор Н.

А. Бернштейн отмечал, что акт скорописи в сформированном виде включает ряд факторов: общий тонический фон пишущей руки и всей рабочей позы; вибрационную иннервацию мышц предплечья, запястья и пальцев, которая очень ритмична и монотонна; осуществление округлости движения и его временного (ритмического) узора; реализацию начертательной стороны письма (контуров букв того, что составляет существенную часть почерка). У детей начальной школы при ряде речевых нарушений отмечается не только общая моторная недостаточность, но и отклонения в развитии движений пальцев рук. Установлена и обратная зависимость – уровень развития речи прямо пропорционален степени сформированности тонких движений пальцев рук, синхронизированных с работой глаз.

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади.

К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом, а так же снимает писчий спазм, который преследует некоторых детей на раннем этапе обучения. Для этого существуют разнообразные игровые упражнения: пальчиковая гимнастика (“Колечки”, “Шива пашет на быке”, “Лестница в небо”, “Не дрожать”, “Солнце, заборчик, камушки”, “Ладонь кулак”. “Тяни-толкай”, “Землемерка”, “Мама, мама!” и пр.), игры с веревочкой, сооружения различных построек из спичек и пластилина, оригами.

Как отмечал П. Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания значения пространства и времени, и умения справляться с этими соотношениями не по книге, а на деле. Для проблемы нарушений письменной речи этот вопрос имеет существенное значение, так как моделирование звуковой стороны слова с помощью букв происходит в два этапа: 1) установка временной последовательности фонем, из которых состоит слово; 2) дальнейшая трансформация ее в пространственную последовательность букв.

Временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены. Всеобщая значимость как временных так и пространственных отношений предметов и явлений обусловлена самим фактом существования всего живого в границах определенного отрезка времени и определенного пространства. Главным средством познания пространственных признаков и отношений между предметами внешнего мира становится активное осязание руками вместе со зрением.

В данном случае нам поможет решение разного рода нестандартных задач, способствующих формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы головоломки с палочками (лучше использовать спички): преобразование одной фигуры в другую, изменение количества квадратов в фигуре и пр. Игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур обучают детей анализу предъявляемого образца и словесному выражению способа соединения и пространственного расположения частей (“Колумбово яйцо”, “Волшебный круг”, “Пентамино” и др.) Таким образом ребенок продолжает играть и в тоже время продолжает развивать слабые стороны, тем самым избавляя себя от трудностей в овладении навыками чтения и письма. Помочь ребенку в скорейшем овладении навыками письма и речи можно только осуществляя комплексный подход к решению его проблем. Группа психологов под руководством А.

В. Семенович разработала метод комплексной Нейропсихологической коррекции, который получил название Метода замещающего онтогенеза. С позиции комплексного подхода, для того чтобы ребенок обучался успешно, необходимо развить у него произвольную саморегуляцию, способность к предвосхищению ответной реакции в условиях недостаточности информации, навыки внимания, детекции ошибок, понимание причинно-следственных отношений; а также слух, зрение, мелкую моторику, координацию движений.

Г. М. Зегебарт предлагает программу “Учение без мучения”, в которой используются элементы комплексного подхода к решению проблемы чтения и письма.

Предлагаемые упражнения позволяют развивать одновременно слуховую, зрительную и моторную память, синхронно задействовать отделы мозга, непосредственно отвечающие за автоматизацию навыков чтения и письма. Основная задача – активизация природной грамотности ребенка, улучшение качества и скорости чтения вслух, развитие внимания и способности обучаться самостоятельно практически по всем предметам. Использование мяча приводит к синхронизации работы рук и речи с активизацией мизинца и безымянного пальца – пальцев, более других стимулирующих работу отделов мозга, отвечающих за развитие навыка быстрого чтения, но “отдыхающих” в обычной жизни. Использование данной методики в своей работе показало, что 50% детей уже к середине учебного года имеют положительный результат. Наша задача – максимально облегчить труд ученика, т.

Е. сделать так, чтобы ребенку учебный процесс стал более понятен и потому интересен.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Loading...


Вы сейчас читаете сочинение Комплексный подход в коррекции дисграфии и дислексии
?