Калязинская челобитная

В «Калязинской челобитной» сатирически изображены быт и нравы монахов Калязинского монастыря, которые «бьют челом» Симеону, архиепископу Тверскому и Кашинскому, жалуясь на нового настоятеля Гавриила. Он нарушил их «беспечальное житие»: «томит» долгой службой, «казны не бережет, ладану и свеч много жжет», монахов «за ворота не пускает, в слободы ходить не велит — скотья двора посмотреть. коровницам благословенья подать». Требуя замены архимандрита, который об их спины «батоги приломал», приказал кормить «репой

пареной да редькой вяленой», калязинские иноки мечтают о том времени, когда можно будет «ризы и книги в сушило вынести, церковь замкнуть» и «лежа вино да пиво пить».

О позиции автора «Калязинской челобитной» можно судить по общей интонации произведения, полной язвительной иронии, а также исходя из «самохарактеристики» коллективного героя — погрязшей в пьянстве и разврате монастырской братии. Сатирическое звучание усиливается за счет используемых древнерусским писателем преувеличений — гиперболы игротеска. Убытки монастырской казне, причиненные «лихим» игуменом, достигают

поистине фантастических размеров: при нем «ис колокол меди много вызвонили» и ладаном все «иконы закоптили». Посты в монастыре так строги, что «мыши с хлеба опухли», а монахи «с голоду мрут».

Почему именно Калязинский монастырь стал объектом сатирического изображения? Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи обратились к изучению документальных источников, пытаясь выявить конкретно-историческую основу произведения. И. Г. Пономарева, например, обнаружила в архиве ряд челобитных, свидетельствующих о реальной тяжбе в монастыре на рубеже 1670-1680-х гг. Архимандрит Гавриил жаловался архиепископу на келаря Макария Злобина, который якобы «пьет и бражничает, и монастырь, и вотчины разорил». Вкладчики Калязинской обители, вступаясь за Макария, «били челом» государю, обвиняя Гавриила в том, что он хочет «в корысти быть и монастырь, и вотчины одному ведать». По царскому указу архимандрита и келаря перевели в разные монастыри.

Пользуясь временным безвластием, калязинские монахи своим недостойным поведением вызвали новую волну челобитных. Это не было случайным: из документов известно, что только в 1670-е гг. в Калязинский монастырь сослали не менее 13 человек. «Ссылошным» монахам ставилось в вину пьянство, «неистовство и бесчинство»; и именно на них опирался Гавриил в своей борьбе с келарем. Становится понятно, почему выбор сатирика пал на Калязинский монастырь. Кроме того, обитель являлась одним из крупнейших русских монастырей, где с момента основания действовал строгий общежительный устав, что позволяло автору, с одной стороны, подчеркнуть типичность происходящего, а с другой — показать глубину нравственного падения монахов.

Таким образом, и содержание, и форма «Калязинской челобитной» подсказаны автору реальной действительностью. В заглавии двух списков сатира датирована 1677 г. однако ученые полагают, что она возникла позднее — не ранее 1680-х гг. поскольку в ней есть исторические неточности, а сама ситуация тяжбы выступает в перевернутом виде: ревнителем нравственности является настоятель монастыря, а не его келарь.

Написанное в форме пародии па челобитную, в стилевом отношении произведение близко к живой разговорной речи, богато бытовой лексикой, рифмованными присловьями и прибаутками: «. как бы казне прибыль учинить, а себе в мошну не копить и рубашки б с себя пропить, потому что легче будет ходить»; «А нам, богомольцам твоим, и так не сладко: ретка да хрен, да чашник старец Ефрем».



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Калязинская челобитная