Каковы основные мотивы романтических стихотворений Жуковского «Море» и «Вечер»
Общепринятый и непререкаемый авторитет классицизма с его строгой регламентацией жанров, требованием соблюдения единств и подчинения всего произведения рациональной идее постепенно ветшал. Людям хотелось прочитать не только о благородных мыслях и делах античных героев и подобных им современных, но и поговорить о чувствах и переживаниях, не связанных с разумом и чувством долга и справедливости. Прочитать о том, что испытывает обычный, дюжинный человек. Благодаря этому в мировой и русской литературе появляется течение сентиментализма.
Затем
Зовут к прогрессу, изменениям, свободе (Байрон, Пушкин, Рылеев, Лермонтов). Вторая ветвь поэтов-романтиков не настолько активна, чтобы взывать к изменениям в обществе,
Поэтическое творчество В. А. Жуковского представляет собой интереснейший пример того, как художник от классицизма и сентиментализма обращается к романтизму. Основными мотивами его романтической поэзии становятся жалобы на жизнь, меланхолия и устремленность в идеальный мир, порожденная окружающей действительностью, сожаление о потребности человека в истинном счастье, которого в реальной жизни достичь нельзя.
К начальному периоду романтического творчества поэта, периоду становления (до 1808 г.) относятся и поиски им стихотворного лирического жанра, который позволил бы автору выражать его творческие настроения и пристрастия. Таким жанром становится элегия, прославившая В. А. Жуковского. Элегия привлекательна для него тем, что это стихотворение-размышление, передающее единство настроения автора и природы, обращающее наше внимание на душевные переживания автора, связанные с картинами природы, через которые раскрывается не условный образ, а индивидуальный характер автора.
«Вечер» и «Море» — относятся к жанру элегии и композиционно строятся одинаково: сначала дается картина природы (вечер в деревне или летнее южное море), а затем поэт рассказывает нам, какие душевные переживания, мысли и чувства возбуждают они в сознании лирического героя, который в данных произведениях неотделим от самого поэта.
Элегия «Вечер», созданная в 1806 году, изображает переживания поэта при созерцании им родного села Мишенское. Первый мотив этого произведения — восхищение этим местом, знакомым с детства, любование картинами природы. Поэта умиляет и восхищает природа: ручей, река, рощи, ивы, ветерки («Ручей, виющийся по светлому песку, Как тихая твоя гармония приятна! С каким сверканием катишься ты в реку!»). С восторгом наблюдает он, как день на его глазах сменяется ночью, солнце скрывается с глаз и восходит луна («Как солнца за горой пленителен закат. «; «Уж вечер. облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает. «; «Луны ущербный лик встает из-за холмов. «).
От прекрасных картин природы мысли поэта обращаются к прошлым временам, когда он был счастлив в этом месте, и это второй мотив данного стихотворения: «Сижу, задумавшись; в душе моей мечты; к протекшим временам лечу воспоминаньем. О дней моих весна, как быстро скрылась ты С твоим блаженством и страданьем!». Эта часть стихотворения содержит меланхолические воспоминания и раздумья о счастье юных дней, друзьях, один из которых уже умер («почил, и непробудно»), и дружбе («пусть всяк идет вослед судьбе своей, Но в сердце любит незабвенных. «).
«Мне рок судил брести неведомой стезей, Быть другом мирных сел, любить красы природы. Творца, друзей, любовь и счастье воспевать». Сопряжена с размышлением о его будущем и мысль о возможной близкой смерти: «Так, петь есть мой удел. Но долго ль. Как узнать?».
Элегия «Море», созданная поэтом много позже, в 1822 году, интересна как сама по себе, так и как продолжение литературной традиции, начатой Байроном и продолженной многими русскими поэтами-романтиками XIX века. Традиционный пейзаж, с которого начинаются все элегии В. А. Жуковского, рисует нам картину южного летнего моря («Безмолвное море, лазурное море. «). Стихотворение строится уже иначе, чем ранняя юношеская элегия: картины природы и чувства поэта, ими возбуждаемые, изображаются не последовательно, одно за другим, а параллельно.
«тревожною думой». Основной мотив стихотворения уже не столько изображение прекрасных картин летнего южного моря, сколько попытка разгадать тайну этого живого существа: «Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?». Разгадка этой тайны, по мнению поэта, состоит в том, что море стремится убежать из земной неволи к небу (очень типический мотив свободы для поэта-романтика, стремящегося убежать от оков действительности): «Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе. «. Даже для поэта-романтика пассивного направления море представляется живым существом, стремящимся к свободе. Поэтому эта безмолвная бездна спокойна и с радостью дает возможность познать «сладостный блеск возвращенных небес», но «плещет», «бьется» и «воет», когда темные тучи приходят, «Чтоб ясное небо отъять» у нее.