Какие черты классицизма проявляются в комедии «Недоросль»
«В ту эпоху, когда жил и работал Фонвизин, преобладающим стилем дворянской литературы был классицизм, правила и образцы которого. установил окончательно Сумароков. Фонвизин, воспитанный как писатель в кругу учеников Сумарокова, и свою комедию построил в значительной мере по образцам классической традиции.
Внешнее ее построение следует правилам, закрепленным практикой дворянского классицизма Франции и России. Так, например, в «Недоросле» выдержаны обязательные «единства», предписанные правилами классической комедии; все
Характерны имена действующих лиц. В этом отношении Фонвизин тоже следует обычаю русской дворянской комедии: фамилии его героев заранее определяют основную черту в характеристике действующего лица.
Так, Скотинин — скотоподобен и скотолюбив; Простаков — прост, глуп; его жена — сестра Скотинина, то есть сама урожденная Скотинина; Правдин — стоит за
Наконец, даже имена Софьи и Митрофана имеют свой смысл: по-гречески София — «мудрость» (Софья — разумная девушка), а Митрофан — «похожий на свою мать» (Митрофан с матушку пошел).
Однако далеко не все в комедии Фонвизина согласовано с классическими правилами. Классические правила запрещали смешение комических и печальных, веселых и серьезных мотивов. Комедия должна была смешить, и только смехом, «издевкой», исправлять нравы.
В этом отношении Фонвизин, нарушая традиции классицизма, воспользовался уроками буржуазной драматургии Запада. Так же, как он использовал политические идеи французских передовых писателей, перестроив их в целях своей, дворянской, политической борьбы, он перенес на русскую почву некоторые черты искусства западной буржуазии.
Введение в комедию серьезного элемента в лице идеальных героев, умилительные картины добродетели, беспощадная борьба с ее пороком; введение в комедию «резонеров», положительных лиц, проповедующих со сцены от лица автора, — все это было взято Фонвизиным из буржуазной драмы Запада, в частности Франции.