Какие черты классицизма проявляются в комедии «Недоросль»

«В ту эпоху, когда жил и работал Фонвизин, преобладающим стилем дворянской литературы был классицизм, правила и образцы которого. установил окончательно Сумароков. Фонвизин, воспитанный как писатель в кругу учеников Сумарокова, и свою комедию построил в значительной мере по образцам классической традиции.

Внешнее ее построение следует правилам, закрепленным практикой дворянского классицизма Франции и России. Так, например, в «Недоросле» выдержаны обязательные «единства», предписанные правилами классической комедии; все

действие пьесы протекает в течение одних суток («единство времени») и в одном и том же месте («единство места»); выдержано и «единство действия», то есть все действие пьесы сосредоточено вокруг одного центрального момента — замужества Софьи.

Характерны имена действующих лиц. В этом отношении Фонвизин тоже следует обычаю русской дворянской комедии: фамилии его героев заранее определяют основную черту в характеристике действующего лица.

Так, Скотинин — скотоподобен и скотолюбив; Простаков — прост, глуп; его жена — сестра Скотинина, то есть сама урожденная Скотинина; Правдин — стоит за

правду; Милон — милый молодой человек; Стародум держится старины, старинных дворянских добродетелей; Вральман — лгун, обманывающий своих хозяев; Цыфиркин — обучает цифрам; Кутейкин — попович и семинарист (эта фамилия — также «значащая», потому что людей «духовного» звания в XVIII веке презрительно называли «кутейниками». «Кутья» — это особое кушанье, каша с изюмом, которую приносили в церковь при поминках и которой угощали при поминальных обедах и на Рождество).

Наконец, даже имена Софьи и Митрофана имеют свой смысл: по-гречески София — «мудрость» (Софья — разумная девушка), а Митрофан — «похожий на свою мать» (Митрофан с матушку пошел).

Однако далеко не все в комедии Фонвизина согласовано с классическими правилами. Классические правила запрещали смешение комических и печальных, веселых и серьезных мотивов. Комедия должна была смешить, и только смехом, «издевкой», исправлять нравы.

В этом отношении Фонвизин, нарушая традиции классицизма, воспользовался уроками буржуазной драматургии Запада. Так же, как он использовал политические идеи французских передовых писателей, перестроив их в целях своей, дворянской, политической борьбы, он перенес на русскую почву некоторые черты искусства западной буржуазии.

Введение в комедию серьезного элемента в лице идеальных героев, умилительные картины добродетели, беспощадная борьба с ее пороком; введение в комедию «резонеров», положительных лиц, проповедующих со сцены от лица автора, — все это было взято Фонвизиным из буржуазной драмы Запада, в частности Франции.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Вы сейчас читаете сочинение Какие черты классицизма проявляются в комедии «Недоросль»