Как Старцев стал Ионычем

Тему пошлости и бессмысленности жизни обывате­ля можно назвать одной из ведущих в творчестве Ан­тона Павловича Чехова, замечательного русского писа­теля конца XIX века. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его тусклую жизнь, говорит о его невежестве, дикости, жестокости. Эта тема развивается писателем в таких рассказах, как «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Дама с со­бачкой», «Ионыч» и других.

В рассказе «Ионыч» мы видим, как пошлость ме­щанской среды буквально засасывает человека,

пре­вращая его в бездуховного мягкотелого обывателя. На­чало этого рассказа вводит нас в скучную и однообраз­ную обстановку губернского города С. Гордостью этого города была семья Туркиных, считавшаяся самой обра­зованной и культурной. Основанием для этого послу­жили многочисленные таланты семейства Туркиных. Так, Иван Петрович слывет известным шутником. Од­на из его «шуток» — «здравствуйте пожалуйста» — хорошо знакома каждому из нас, потому что стала сво­его рода афоризмом. Супруга его Вера Иосифовна — также выдающаяся особа: она пишет романы, вызыва­ющие несомненный интерес у ее гостей.
Их дочь Кате­рина Ивановна твердо решает учиться в консервато­рии, потому что, по мнению окружающих, является выдающейся пианисткой.

Когда в городе появляется молодой земский врач Дмитрий Старцев, мы имеем возможность посмотреть на эту выдающуюся семью глазами свежего человека. Затертые шутки отца семейства, романы его жены, под которые хорошо засыпать, и треньканье их дочери на рояле, которая ударяла по клавишам с такой силой, будто хотела загнать их внутрь, — вот какими на са­мом деле были их таланты. Читатель сразу же может себе представить, насколько посредственными были жители города, если семья Туркиных была в нем самой культурной.

Оказавшись в этом городе, молодой врач, выгодно отличавшийся от его жителей честностью, трудолюби­ем, желанием заниматься благородным делом, не мо­жет не замечать ущербность окружающих его людей. Долгое время они раздражали его своими пустыми раз­говорами, бессмысленными занятиями, Дмитрий Стар­цев приходит к выводу, что с этими людьми можно только играть в карты, закусывать и говорить о самых обыденных вещах. И вместе с тем он так же, как и большинство жителей губернского городка, восхища­ется талантами семейства Туркиных.

Самое страшное состоит в том, что этот человек, по­началу всем своим существом сопротивлявшийся окру­жающей его пошлости, стал понемногу поддаваться влиянию среды, в которую попал. Впервые в жизни он влюбляется. И предметом его обожания становится дочь уже известного нам семейства Катерина Иванов­на. Пылкое чувство героя заслоняет перед ним все. Он идеализирует Катерину Ивановну, выполняет все ее прихоти. А когда он делает ей предложение выйти за­муж, то почти уверен в том, что она станет его женой. В его голове проскальзывает мысль: приданого, должно быть, дадут немало, и придется переехать из Дялижа в город и заняться частной практикой.

Но Катерина Ивановна отказывает Старцеву. И что же? Мы видим, что этот человек страдает не более трех дней. Его жизнь входит в прежнюю колею, и, вспоминая о любимой им девушке, он думает: «Сколько хлопот, однако». Простившись со своими мечтами о любви и о благородном служении людям, герой рас­сказа находит удовольствие только в игре в винт и под­счете дневного гонорара. Фактически его жизнь напол­нена тем же смыслом, что и у остальных обывателей городка. «Неистовая игра в карты, обжорство, пьянст­во, постоянные разговоры все об одном и том же» — все это оказывается сильнее доктора Старцева, и он превращается в обрюзгшего Ионыча.

«Как мы поживаем тут? — отвечает он на вопрос Катерины Ивановны, когда встречается с ней спустя несколько лет. — Да никак. Старимся, полнеем, опус­каемся. День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?» Из этих слов видно, что Старцев прекрасно понимает, что деградирует, но у него нет сил вырваться из этого порочного круга. Поэтому, отвечая на вопрос сочинения, нужно сказать, что не только обывательская среда превратила Старцева в Ионыча, но и сам он был в этом виноват.

Безволие героя, нежелание что-либо поменять в своей жизни стали главной причиной того, что он превратился в пухлого, красного, страдающего одыш­кой человека. И потом мы видим, что Ионыч намерева­ется купить себе еще один дом к уже двум имеющимся в его собственности. Это говорит нам, что смыслом жизни Ионыча стало скорее личное благополучие, чем желание принести пользу людям, как это было в нача­ле, когда он принимал в больнице людей даже по вы­ходным и праздникам. Мне кажется, что Чехов хотел сказать этим рассказом, насколько сильно влияет обы­вательская среда на человека: она меняет не только внешний вид человека, его образ жизни, но и способна полностью перевернуть шкалу его нравственных цен­ностей.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Как Старцев стал Ионычем