Как представлена тема женской доли в лирике Некрасова

Содержание некрасовской лирики весьма многообразно: долг гражданина, поэт и поэзия, петербургские «углы», любовь, душевные драмы, народные заступники и народные враги, судьба народа и судьбы людей из народа. Но особое место в поэзии Некрасова занимает тема женской доли. Хотелось бы отметить, что образ женщины — один из самых трогательных в некрасовской лирике.
По-моему, если в других случаях любовь к народу у поэта двойственна (сопро-вождается и сочувствием поэта и его негодованием по поводу бездейственности народа относительно

собственной участи), то женские образы сливаются у Некрасова в единый образ — прекрасной, но поставленной судьбою в невыносимые условия, женщины.

Обратившись к стихотворениям Некрасова, мы видим, что автор, создавая женские образы, неизменно сопрягал их с суровой долей, горькой участью. Некрасов глубоко сочувствовал трудному положению женщин в современной ему России:

Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил.

В стихотворении «Вечерний день, часу в шестом. » предметом внимания поэта стала сцена истязания молодой крестьянки. Некрасов одновременно и глубоко возмущен картиной увиденного и

в то же время восхищен мужеством простой женщины, которая не издала не единого стона. Поэт призывает Музу не быть безучастной наблюдательницей унижения женщины. В последних строках стихотворения автор обращается к Музе:

И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!»

Тема женской доли в творчестве Некрасова представлена широко: поэт охватывает разные стороны жизни женщины, рисует различные женские образы. Неизменным остается одно — жестокость и несправедливость общества по отношению к женской судьбе. Так, в стихотворении «Орина, мать солдатская» поэт говорит о великом горе несчастной матери, единственного сына которой забрали в солдаты здоровым, крепким парнем «богатырского сложения», а вернули назад калекой. Ваня медленно умирает на руках матери, горе которой неисчерпаемо:

Мало слов, а горя реченька. Горя реченька бездонная.

Орина — обычная крепостная женщина, она абсолютна бесправна, и все, что ей остается — до конца своих дней скорбеть о сыне. Такое положение женщины не может не волновать Некрасова, и он неустанно поднимает в своей лирике тему страдания простой женщины, униженной и оскорбленной. Обратившись к стихотворению «Забытая деревня», мы видим обездоленную бабушку Ненилу, напрасно ожидающую милости барина, девку Наташу, которая не может выйти замуж за любимого без позволения помещика. Один барин умирает, его сменяет другой, но никаких изменений эти перемены в народной жизни не приносят:

Умерла Ненила.
И сама Наташа свадьбой уж не бредит.

Полное бесправие может не только лишить женщину любимых людей. Крепостная женщина оказывается в полной зависимости от хозяев, и только в их власти ее судьба. В стихотворении «В дороге» Некрасов рассказывает о том, как по барской прихоти ломается судьба двух людей: Груши, воспитанной вместе с барышней и как барышня, и женившегося на ней ямщика. Грушу, как надоевшую забаву, вернули на «свое место», выдав замуж за простого мужика. Она же не привыкла к тяжелой работе и крестьянской жизни. Груша, видимо, долго не выдержит, и ее ждет скорая смерть. Таким образом, крепостное право не дает женщине право выбора, и Некрасов гневно осуждает рабство.

Однако не только крепостная зависимость становится причиной изломанных женских судеб. На хрупкие женские плечи сваливается и вся тяжелая работа по дому, и забота о детях. Сопровождается все это побоями мужа и измывательствами свекрови. При этом такая судьба предопределена крестьянке с рождения. В стихотворении «Тройка» Некрасов именно об этом говорит молодой девушке, мечтательно засмотревшейся на проезжающего мимо корнета. Он говорит, что красота девушки от тяжелой и непосильной работы «отцветет, не успевши расцвесть», что будет ее бить «муж-привередник», а свекровь гнуть «в три погибели».

В поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов говорит о том, что главной героине поэмы Дарье, как и любой крестьянке, выпали в жизни три доли:

И первая доля: с рабом повенчаться. Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гробу рабу покоряться.

Похоронив мужа, героиня не может себе позволить предаваться горю — на ее плечах лежит вся работа, которая без мужа стала более непосильной. Дарья едет в лес за дровами, так как дома у нее сидят замерзшие дети. Ей суждено замерзнуть в зимнем лесу, и только перед смертью на какой-то миг она ощущает себя счастливой.

Образ Дарьи очень близок другому образу некрасовской лирики — Матрене Тимофеевне. Кажется, что судьба героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо» сло-жилась более счастливо, чем у Дарьи. Однако дальнейшее повествование являет нам всю ту же картину беспросветной жизни. Вначале — недолгая радость детских лет, короткое девичество, затем замужество и печальная участь младшей невестки в доме свекрови. Горе словно идет по пятам Матрены Тимофеевны — смерть первенца, голодный год, рекрутчина, отнявшая мужа, — все это пришлось пережить героине. Остается одно — терпеть:

Терпи, многокручинная! Терпи, многострадальная! Нам правды не найти.

Автор показывает величие этой женщины, силу ее характера и души. Матрена Тимофеевна не желает мириться с несправедливостью и поэтому борется за своего мужа, спасая его от солдатчины. И все же она глубоко несчастна, так же, как и Дарья, и как Орина, так же несчастна, как и все остальные женщины, которых изображает в своих стихотворениях Некрасов.

Женщина в поэзии Некрасова предстает во всем многообразии переживаний, с удивительной душевной красотой. Изображаемая поэтом женская участь — это обвинение существующему строю и жизненному укладу России.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы сейчас читаете сочинение Как представлена тема женской доли в лирике Некрасова